ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Ольга ШЕНК,

Родилась 7 октября 1979 года в городе Хусте Закарпатской области. В 2002 году с отличием окончила факультет иностранных языков Львовского национального университета им. Ивана Франко (английский и французский языки). В 2006 году с отличием окончила юридический факультет Академии труда и социальных отношений Федерации профсоюзов. С 2006 года работала в МЮФ Baker & McKenzie. В 2015 году присоединилась к киевскому офису CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang. Специализация — представительство украинских и иностранных клиентов в области разрешения споров и судопроизводства, инвестиционного и международного коммерческого арбитража, банкротства, уголовных производств и комплаенса. Отмечена рейтингом Best Lawyers 2021 в международном арбитраже и судебных спорах.

 

Атмосферные явления

«Юристам-судебникам нужно будет довести до совершенства навык воссоздания атмосферы заседания в режиме онлайн»
считает Ольга Шенк, советник CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang

 

— Какие тренды в сфере разрешения споров можно выделить в эпоху COVID-19, как изменится практика?

— Пандемия изменила мир, а значит, и подходы к бизнесу, ведь методы, которые использовались до COVID-19, уже не работают. Главный тренд — стабильна только нестабильность. Поэтому успешными останутся юридические фирмы, которые способны быстро адаптироваться и вести бизнес по-новому.

Гибкость, динамичность и адаптивность — часть корпоративной культуры CMS, поэтому локдаун не сильно сказался на киевском офисе, так как гибкий график и удаленная работа были введены давно: юристы всех практик могут работать в гибком режиме и удаленно на постоянной основе при условии качественной работы, выполненной в срок. Локдаун мы встретили подготовленными, и каких-либо сложностей с предоставлением услуг не возникло.

При этом с некоторыми сложностями столкнулась практика по разрешению споров в украинских судах, которые не были готовы рассматривать дела онлайн. Мы быстро перестроились на заседания в режиме видеоконференций, суды — медленнее. Сотрудники — наша ключевая ценность, их безопасность во время пандемии не менее важна, чем качественная защита наших клиентов в судах.

Поэтому еще один тренд — диджитализация, работа переходит в онлайн. Это, может, и неплохо для консультационной работы, а вот юристам-судебникам нужно будет довести до совершенства навык воссоздания атмосферы заседания в режиме онлайн. Ведь в зале суда всегда для убеждения судьи применяются разные психологические элементы и царит определенная атмосфера. В то же время преимущество диджитализации — возможность привлечения коллег из других юрисдикций при необходимости, так как встречу международной команды экспертов из разных юрисдикций можно организовать и провести онлайн за полчаса. Таким образом, даже клиент, обратившийся к нам в Киеве со спором по английскому праву, подсудным английским судам, сможет быстро получить необходимую помощь специалистов лондонского офиса.

 

— В онлайн перешли как суды, так и арбитражные институции. Где переход прошел легче?

— Однозначно в арбитраже, ведь в больших процессах и так много стадий проходят в электронном виде, например, обмен письменными позициями. Заседания арбитражных трибуналов могли проходить онлайн и раньше, поэтому переход в электронный формат в делах, в которых заседания планировались с личным присутствием и сторон, и трибуналов, состоялся без проблем. Украинским судам почему-то оказалось сложнее, хотя режим видеоконференции для судебных заседаний не является чем-то новым. Тем не менее программа EasyСon, позволяющая принимать участие в заседаниях посредством видео-конференц-связи как из здания суда, так и из любого другого помещения, была доработана, и где-то уже с начала лета видеоконференции проходили технически неплохо, а к середине лета — и вовсе хорошо.

— Что будет востребовано на рынке юридических услуг в ближайшие годы?

— Востребованными будут юридические услуги, связанные с диджитализацией: кибербезопасность, защита данных, обслуживание IT-компаний. Фарма- и агросекторы, думаю, будут оставаться привлекательными, впереди у нас также много инфраструктурных проектов.

Останутся арбитражи, в том числе инвестиционные, коммерческие и регуляторные споры. Также будет развиваться комплаенс, в том числе санкционный.

Естественно, CMS как международная фирма соблюдает комплаенс. Поэтому наши услуги по представительству интересов в украинских судах востребованы у больших международных бизнес-групп, которым, кроме собственно судебной экспертизы, очень важны международные стандарты работы и жесткий антикоррупционный комплаенс.

 

— Какие направления в рамках разрешения споров вы отмечаете как приоритетные для CMS в Украине?

— Актуальными из-за ситуации с «зеленым» тарифом будут инвестиционные арбитражи против Украины, а также связанные с ними потенциальные переговоры о мирном урегулировании. С одной стороны, уже сейчас мы видим готовность инвесторов инициировать такие споры, с другой — инвесторы могут получить так называемый third party funding, когда расходы на арбитраж несет третья сторона, которая по завершении арбитража получит часть средств, присужденных инвестору. Киевский офис CMS уже сейчас работает над получением third party для клиентов — как международная юрфирма с главным офисом в Лондоне, мы имеем доступ к ресурсам, недоступным локальным игрокам. Также отмечу, что third party funding можно применять и в больших судебных процессах, вовлекающих различные юрисдикции.

Другое перспективное направление — споры бизнеса с государственными регуляторными органами. Например, не так давно мы выиграли спор об обжаловании налоговых уведомлений-решений с завышенными налоговыми обязательствами приблизительно на 13 миллионов долларов США. Все три инстанции признали такие действия налоговой неправомерными.

Популярными будут и коммерческие споры ввиду многих дефолтов, связанных с пандемией и соответствующими ограничениями, — GAFTA-, FOSFA-разбирательства, обычные коммерческие арбитражные и судебные процессы.

 

— А каковы тренды в сфере комп­лаенса?

— Работа продолжается: как рутинное консультирование по комплаенс-вопросам, так и решение уже возникших у клиентов проблем. Внутренние расследования также присутствуют и являются важной частью деятельности CMS. Наша комплаенс-команда международная и, кроме киевлян, включает коллег из европейских офисов и Лондона, родины UK Bribery Act, что обеспечивает глобальное экспертное понимание процессов и требований комплаенса. К тому же у нас есть большой опыт в решении сложных практических комплаенс-задач. Увеличилось количество дел, связанных с White Collar Crime, опять же в связи с активизацией государственных (в том числе правоохранительных) органов. Один из трендов ближайших лет — реальное внедрение комплаенс-систем средним и малым украинским бизнесом, а также большими государственными компаниями. Например, недавно я проводила презентацию по вопросам комплаенса для членов наблюдательного совета такой государственной компании, и для них это очень актуально и важно. Останется актуальным вопрос обличителей коррупции — есть первая практика работы закона об их защите и преодоления первых сложностей. К тому же в Европе обсуждается новое законодательство о whistleblowing, что может породить волну запросов от украинских компаний европейских бизнесов.

 

— Во многих странах в судопроизводстве задействован искусственный интеллект, который даже решает типовые дела, например, о разводе. Заменит ли искусственный интеллект юриста?

— Практика разрешения споров всегда требует креативного подхода, нестандартных решений и взглядов, где-то даже актерской игры и навыков в психологии — такой подход недоступен искусственному интеллекту. Только простые стандартные споры можно и нужно решать с его применением. Например, электронные арбитражи — вполне рабочий инструмент для стандартных кейсов. Мы в CMS не очень вовлечены в решение простых и стандартных задач, в том числе в практике разрешения споров, — наши дела, как правило, интересны и сложны, креативность в подходах и поиск нетривиальных решений у нас присутствует практически всегда. Поэтому нам, по крайней мере пока, искусственный интеллект не конкурент.