Читать PDF

ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

ОТРАСЛИ ПРАКТИКИ

Тимур БОНДАРЕВ ,

управляющий партнер, руководитель практики недвижимости и строительства АО Arzinger

Планы на приватизацию

Юридический рынок очень чутко реагирует на любые изменения в бизнес-среде. Хорошим подспорьем в преодолении нынешнего кризиса может стать анонсированная государством масштабная приватизация, которая обеспечит юрфирмы работой на долгие годы

Тимур Бондарев, управляющий партнер, руководитель практики недвижимости и строительства АО Arzinger

 

Мы все хорошо знаем, что любые кардинальные политические или экономические потрясения не могут не влиять на бизнес. В таких ситуациях некоторые компании теряют свои рынки и банкротятся, в то время как другие увеличивают рыночную долю и прибыльность, добивая при этом конкурентов.

Юридический рынок не является исключением и также очень чутко реагирует на любые изменения в обществе и бизнес-среде, мы все хорошо помним 2004—2005, 2008, 2013—2014 годы и влияние соответствующих событий на наш рынок. Не является исключением пандемия коронавируса. Множество экспертов по-разному прогнозировали последствия пандемии для рынка, но большинство сходились в том, что нам однозначно нужно ждать большого кризиса, связанного как с пандемией, так и с геополитическими событиями в регионе и мире.

Выглядит, однако, так, что украинскому юридическому бизнесу очень повезло, поскольку анонсированная приватизация сулит интересный объем работы, который позволит всем нам комфортно пережить кризисный период.

Опыт прошлых «приватизационных» лет показывает, что юридический бизнес будет одним из основных бенефициаров этого процесса, и рынку стоит приготовиться, быть во всеоружии, чтобы не упустить уникальный шанс, который выпадает раз в истории.

Ниже я фокусируюсь на краткосрочных перспективах этого процесса для рынка, но мы должны понимать, что переход активов из государственных в частные руки приведет к массе других глобальных позитивных последствий: изменению конкурентной среды, перераспределению долей на рынках и появлению новых игроков, которые будут заявлять свои претензии на рынки, что также не останется без внимания юристов.

Очевидно, что большая приватизация несет с собой существенно более интересные возможности по сравнению с малой, в то же время ввиду ситуации с пандемией процесс большой приватизации пока приостановлен, хотя подготовка активов к ней запущена.

Итак, почему юристам нужно внимательно следить за приватизационными процессами; где мы видим основной потенциал для развития; лидерам каких практик стоит особенно внимательно посмотреть на приватизацию как на возможность для роста бизнеса?

 

Приватизация и АМКУ

По причине низких пороговых показателей согласования сделок с украинским антимонопольным ведомством большинство приватизационных сделок подлежат предварительному согласованию с органами Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). И в этой части очень важно иметь глубокое понимание данной процедуры, равно как и подготовить собственную корпоративную структуру к этому процессу, особенно когда речь идет о компаниях, которые пока еще не знакомы с ведомством.

Как это ни парадоксально, но невзирая на активность органов АМКУ, постоянно возрастающие штрафы и соответствующую многолетнюю «пропаганду», масса украинских крупных бизнесов избегают АМКУ в своей экспансии, используя различные, не всегда законные, механизмы, которые позволяют скрывать консолидационные процессы и не «светить» группу.

В ситуации с приватизацией это вряд ли получится, поскольку профильное законодательство четко предусматривает согласование сделки как обязательное условие для перехода права собственности на актив. Именно поэтому на самом раннем приватизационном этапе критически важно четко определиться со структурой приобретения, чтобы в случае выигрыша не потерять актив из-за неготовности к процедуре согласования сделки с антимонопольным ведомством Украины.

При этом важным аспектом данного процесса также является необходимость качественной подготовки к возможным вопросам ведомства относительно истории консолидации группы, если таковая происходила с нарушением законодательства Украины об экономической конкуренции.

 

Проверка активов

К сожалению, большое количество приватизируемых активов давно утратили свою привлекательность как производственные активы и представляют интерес исключительно как локация для размещения объекта коммерческой или промышленной недвижимости, ввиду чего очень важно на начальном этапе четко идентифицировать основные активы в составе приватизируемого предприятия, которые представляют интерес, и сфокусироваться на их качественном изучении и выявлении возможных пороков титулов. В частности, стоит убедиться в том, что основная деятельность предприятия не влияет на качество недвижимых активов и может быть безболезненно остановлена.

Опыт показывает, что множество существующих государственных предприятий до сих пор не провели инвентаризацию недвижимых активов, равно как и надлежащим образом не оформили права на объекты недвижимости и земельные участки. Нередки случаи, когда соответствующие «интересные» активы государственного предприятия оказываются выведенными из его состава и уже давно контролируются третьими лицами, которые не готовы так просто возвращать их.

Немаловажной частью процесса приватизации является комплаенс — проверка актива. Не секрет, что государство не является образцовым эффективным собственником, прозрачность и эффективность деятельности большинства государственных предприятий оставляет желать лучшего. Финансовые и товарные потоки сформированы таким образом, что предприятие генерирует убытки, прибыль остается в компаниях — посредниках, а хозяйственная деятельность построена на массивных коррупционных схемах, откатах, иных злоупотреблениях в государственных закупках и т.д., в результате чего государство и все мы терпим убытки.

Очевидно, что подобные факты тяжело распознать, не имея соответствующего опыта и экспертизы. К тому же зачастую изменение собственника актива не ведет к автоматическому прекращению подобных практик, для их искоренения требуются месяцы, если не годы кропотливого труда, ресурсов и энергии нового собственника и менеджмента. Принимая во внимание огромные уголовные и финансовые риски, которые влечет за собой в современном мире нарушение комплаенс-регулирований, стоит уделить особое внимание анализу соответствующих ситуаций и разработке качественного плана их оптимизации.

 

Судебная ретро- и перспектива

Зачастую объект приватизации является «активным участником» судебных процессов, инициированных с целью отпугивания потенциальных претендентов и недопущения процесса приватизации, что также может быть инструментом сохранения контроля отдельно взятых бизнес-групп над данным активом. Иногда государственное предприятие втягивается в иностранный судебный или арбитражный процесс, о наличии которого практически невозможно узнать из публичных источников до того момента, пока не начинаются агрессивные действия относительно активов предприятия. В этой связи очень важным аспектом является внимательное и глубокое изучение структуры контрагентов и истории взаимоотношений для того, чтобы своевременно и в полном объеме выяснить соответствующую информацию, четко понять природу и суть судебного спора, а также объективно оценить его возможный исход для деятельности предприятия.

Огромный объем судебной работы сулят также постприватизационные споры, равно как и споры, касающиеся обжалования различных этапов приватизационного процесса и исполнения разных обязательств в процессе приватизации.

 

Интеллектуальная собственность

Иногда привлекательность объекта приватизации формируется за счет объектов интеллектуальной собственности — технологий, патентов, иных нематериальных активов, конструкторской и исследовательской базы. Претендент на покупку государственного актива зачастую преследует цель именно получения контроля над соответствующими правами и готов выкладывать за них немалые суммы.

В этой части настоятельно рекомендуется внимательно изучить актив, поскольку на практике не редки случаи, когда предприятие, использующее объекты интеллектуальной собственности в своей деятельности, не является собственником таких активов, а использует их на основании лицензионного договора, заключенного с третьими лицами — другими государственными предприятиями, учреждениями, научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро. В такой ситуации важно взвесить все за и против, внимательно изучить соответствующий договор и убедиться в том, что после завершения процесса приватизации и изменения собственника предприятия последнее не утратит прав на использование объектов интеллектуальной собственности.

Практика знает аналогичные случаи, которые могут усложняться тем, что правообладатели по соответствующим активам находятся на территории другого государства, например в России, и новому собственнику предприятия предстоит выяснение отношений с иностранным контрагентом.

Остается надеяться, что заявленная политическая воля относительно запуска процесса приватизации в Украине не изменится и мы все станем свидетелями и одновременно бенефициарами одной из наиболее значительных трансформаций государственной собственности в истории региона, а иностранные и внутренние инвесторы смогут наконец-то убедиться в том, что Украина может держать свое слово и обеспечивать необходимые гарантии безопасности инвестиций.