Уловить сегмент
«Клиенты из корпоративного сегмента ищут системные решения, которые могут предложить только многопрофильные юридические фирмы»подчеркивает Александр Кифак, управляющий партнер ЮФ «АНК»
— Каким был 2020 год для южноукраинского рынка юруслуг и, в частности, для вашей фирмы?
— Не устаю повторять, что все познается в сравнении. По сравнению с 2019 годом мы, конечно, наблюдали и продолжаем наблюдать снижение спроса на юридические услуги со стороны тех клиентов, чьи бизнесы особенно пострадали вследствие пандемии COVID-19. В первую очередь это касается ритейла, отельно-ресторанной сферы, туризма и авиаперевозок. Сравнивая себя с некоторыми киевскими юрфирмами, мы с гордостью отмечаем, что не уволили ни одного юриста и старались, насколько это возможно, сохранить условия работы на прежнем уровне. Наряду с этим у нас есть достижения, которыми мы можем гордиться: начиная с июня ЮФ «АНК» стала юридическим советником Морской палаты Украины (МПУ), а наш адвокат Нина Костюк была назначена на пост исполнительного директора МПУ. В августе Морская антикоррупционная сеть (MACN), представляющая ведущих мировых судовладельцев, объявила об открытии Центра поддержки в Украине, выбрав в качестве советника по Украине ЮФ «АНК». Мы одержали несколько знаковых судебных побед, которые важны не только для отдельно взятого клиента, но и для бизнеса в целом.
Традиционно высок спрос на юридические услуги со стороны агробизнеса: консультировали зернотрейдеров по ВЭД-контрактам, сопровождали строительство элеваторных комплексов и терминалов, начатое в прошлые годы, помогали реструктуризировать кредиты и привлекать новое финансирование у иностранных кредиторов. Вынужден отметить, что, несмотря на пандемию COVID-19, правоохранительные органы не переставали «работать» с бизнесом: адвокаты ЮФ «АНК» выезжали на обыски даже в самый разгар пандемии, не оставляя клиентов без поддержки. Что касается морского бизнеса, то здесь наблюдались трудности, связанные с репатриацией моряков, были проблемы с заменами экипажей, некоторые суда стояли в порту дольше обычного из-за обнаруженного у кого-то из экипажа коронавируса, а в отношении моряков, прибывших из-за границы, массово составлялись протоколы по статье 443 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которые приходилось оспаривать в судах. Все перечисленные случаи в той или иной степени требовали участия морских юристов, чем и занималась наша практика морского права.
— На чем делался акцент в работе с корпоративным сектором? Какие вопросы пользовались особым спросом среди клиентов?
— Наибольший резонанс среди клиентов вызвали изменения к Налоговому кодексу Украины, известные как Закон № 466-IX, которые вступили в силу 23 мая 2020 года. Эти изменения коснулись всех, кто регулярно работает с нерезидентами, среди наших клиентов это были импортеры, международные экспедиторы, контейнерные линии, крюинговые агентства и зернотрейдеры. К нам поступали и продолжают поступать обращения с просьбой оценить, насколько компания готова к этим изменениям и какие шаги нужно предпринять для минимизации рисков. Не менее часто нам приходилось решать юридические задачи, связанные с ограничениями, введенными из-за пандемии, начиная от вопроса о том, что делать, если у сотрудника на предприятии диагностирован COVID-19, и заканчивая вопросом, должен ли ресторан платить за аренду, если его пришлось закрыть из-за пандемии.
— Как удаленная работа отразилась на работе с клиентами?
— В начале апреля мы частично перевели сотрудников на удаленку, однако полностью офис не закрывали. Постарались минимизировать количество юристов, находящихся в офисе одновременно, следуя принципу «один кабинет — один сотрудник». Остальные работали из дома, оставаясь на связи с клиентами и коллегами. К счастью, каких-либо серьезных перебоев в работе с клиентами не произошло.
— В чем сегодня заключаются конкурентные преимущества на местном юридическом рынке? Есть ли конкуренция между системными юрфирмами и частнопрактикующими адвокатами?
— Мне сложно говорить о конкурентных преимуществах, учитывая, что мы работаем в Одессе с 1996 года и главное преимущество для нас — это доверие наших клиентов. С другой стороны, мы видим, что киевские юридические фирмы по-прежнему смотрят в сторону Одессы, некоторые открывают здесь офисы, а другие, напротив, вынуждены закрывать. Мне кажется, киевские коллеги переоценивают одесский юридический рынок, на котором достаточно местных юрфирм.
Что касается частнопрактикующих адвокатов, то среди них есть действительно высококлассные специалисты в отдельных отраслях, скажем, в уголовном процессе, семейном праве или праве интеллектуальной собственности. Однако в структуре юридической фирмы работают профессионалы разных отраслей и практик, поэтому мы, в отличие от наших частнопрактикующих коллег, можем предложить системный подход, который обычно ищут клиенты из корпоративного сегмента.
— Учитывая все особенности 2020 года, в чем заключается интерес инвесторов к Украине сегодня? Какова инвестиционная составляющая в вашем клиентском портфеле?
— В связи с пандемией COVID-19 многие инвестиционные проекты не были начаты, а реализация ранее начатых — приостановлена. Тем не менее мы с интересом наблюдаем за концессионными проектами Херсонского морского торгового порта (победитель RISOIL) и порту Ольвия (победитель QTerminals), которые проводит Мининфраструктуры. Мы ожидаем новых концессионных проектов в 2021 году, которые, несомненно, будут интересны как отечественным, так и иностранным инвесторам, и в целом с оптимизмом смотрим в будущее.
— Какие особенности судебных споров с контролирующими органами можете выделить в уходящем году?
— Главной особенностью всех судебных споров 2020 года, на мой взгляд, стало активное освоение электронных сервисов как адвокатами, так и судами. Сегодня никого не удивишь терминами «электронный суд», «ЭЦП», «EasyCon» или «видеоконференция», суды активно внедряют доступные дистанционные инструменты в свою работу, что экономит время и силы адвокатам и удешевляет судебный процесс. Мы приветствуем работу всей судебной власти в этом направлении.
— В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться местный рынок юруслуг?
— Развитие местного рынка юруслуг будет напрямую зависеть от развития клиентского бизнеса, который он обслуживает. Рискну предположить, что ключевыми сферами притяжения в будущем году будут агросектор, недвижимость и ритейл, строительство, отельно-ресторанный бизнес, шиппинг и морские порты.