Читать PDF

ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО

Ольга ПИЩАНСКАЯ,

председатель Антимонопольного комитета Украины

Молниеносная реакция

Ольга Пищанская, председатель Антимонопольного комитета Украины

 

Главное достижение? Мы выжили! Вызов очевиден, он, наверное, один для всех — пандемия COVID-19, карантин и все последствия этого глобального кризиса. Нам, как конкурентному ведомству, пришлось очень быстро принимать меры для защиты конкуренции. Ведь с мгновенным ростом спроса на продукты и медицинские изделия, в первую очередь маски, у многих игроков этих рынков возникло желание заработать на панике. Следовательно, наши действия должны были быть молниеносными. АМКУ ввел мониторинг цен силами своих сотрудников и первым в стране, получив срез этой информации, использовал самый быстрый инструмент из нашего арсенала — субъектам на рынках продуктов и медсредств были даны обязательные рекомендации. Результат также был быстрым: цены начали падать, сети снизили или вообще отменили наценки на ряд социально значимых продуктов и маски. Также рекомендациями и штрафами удалось остановить рекламу так называемых лекарств от коронавируса. Вообще, отмечу, роль адвокации и действий на опережение значительно возросла в нашей деятельности в последнее время. Там, где бизнес идет навстречу, ведет себя социально ответственно, удается достигнуть быстрого и ощутимого каждому потребителю результата. К тому же в сжатые сроки были разработаны критерии допустимости государственной помощи относительно мероприятий, связанных с эпидемией COVID-19.

Добавлю, что карантин вообще не повлиял на другую текущую работу Комитета, ни одно задание не было снято или отложено. Даже скажу больше — количество жалоб, подаваемых в орган обжалования публичных закупок, быстро растет, а кейсы, которые мы расследуем, также масштабные и тяжелые. Штат такой же, как и раньше. Несмотря на все новые и сложные вызовы, мы исполняем возложенные на нас обязанности и выносим очень значимые для экономики и граждан решения. Это и 190-миллионный штраф за завышение цен на инсулины Novo Nordisk и связанными дистрибьюторами, и раскрытие сговоров на торгах при участии таких крупных компаний, как «Интерпайп» или, например, связанных с «Укрбудом», и значимые штрафы на производителей «сладкосливочного масла», в котором доля растительных жиров достигла 90 %. Отдельно отмечу, что нам удалось заставить теплоснабжающие компании пересчитать стоимость уже оплаченных населением услуг по отоплению (сумма, между прочим, — 3 млрд грн). Очень хорошие отзывы мы получили от бизнеса после того, как вынудили «Укрзализныцю» отказаться от ограничительных практик под видом так называемых малодеятельных станций.

Нам приходится все активнее работать в судах, отстаивать правомерность решений, и часто это новые для Комитета дела, такие как решения по принудительному распределению, картельным сговорам, облгазам и так далее. И на фоне всего этого мы провели реформу территориальных отделений, оптимизировав их работу. А еще разработали три законопроекта, которые являются началом реформы конкурентного законодательства. В первую очередь, это антитрастовый законопроект. При его разработке мы применили новый для себя подход — взяли анализ пробелов действующего законодательства, осуществленный европейскими коллегами, также все имеющиеся законопроекты, разложили их на составляющие, а затем вместе со специалистами из конкурентных ведомств Литвы и США и народными депутатами разработали новый текст, который сейчас активно обсуждается лучшими юристами страны и бизнес-ассоциациями. Два других законопроекта — усовершенствование работы органа обжалования и развитие функции контроля по госпомощи.

Отдельно отмечу, что впервые за длительное время нам удалось повысить заработные платы наших специалистов — это один из ключевых для развития ведомства показателей.

Мы как раз завершаем работу над определением дальнейших приоритетов в 2021 году. Конечно же, ни одна значимая отрасль или рынок из нашего поля зрения не выпадут. Из нового — изучаем представленный правительством аудит государства и согласовываем наши приоритеты с общегосударственными. Ведь развитие конкуренции — крайне важная составляющая развития страны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Чтобы идти в ногу со временем, хотим предложить государственным уполномоченным больше внимания уделять высокотехнологическим рынкам.

И, конечно же, будем продолжать работать над реформой законодательства — над разработкой ее второго этапа (законопроектов относительно вопросов доминирования и злоупотребления монопольным положением, институциональной независимости Комитета), а также подзаконных актов и внутренних процедур после приятия этих законопроектов.