ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО

Ольга ПИЩАНСКАЯ,

председатель Антимонопольного комитета Украины

Молниеносная реакция

Ольга Пищанская, председатель Антимонопольного комитета Украины

 

Главное достижение? Мы выжили! Вызов очевиден, он, наверное, один для всех — пандемия COVID-19, карантин и все последствия этого глобального кризиса. Нам, как конкурентному ведомству, пришлось очень быстро принимать меры для защиты конкуренции. Ведь с мгновенным ростом спроса на продукты и медицинские изделия, в первую очередь маски, у многих игроков этих рынков возникло желание заработать на панике. Следовательно, наши действия должны были быть молниеносными. АМКУ ввел мониторинг цен силами своих сотрудников и первым в стране, получив срез этой информации, использовал самый быстрый инструмент из нашего арсенала — субъектам на рынках продуктов и медсредств были даны обязательные рекомендации. Результат также был быстрым: цены начали падать, сети снизили или вообще отменили наценки на ряд социально значимых продуктов и маски. Также рекомендациями и штрафами удалось остановить рекламу так называемых лекарств от коронавируса. Вообще, отмечу, роль адвокации и действий на опережение значительно возросла в нашей деятельности в последнее время. Там, где бизнес идет навстречу, ведет себя социально ответственно, удается достигнуть быстрого и ощутимого каждому потребителю результата. К тому же в сжатые сроки были разработаны критерии допустимости государственной помощи относительно мероприятий, связанных с эпидемией COVID-19.

Добавлю, что карантин вообще не повлиял на другую текущую работу Комитета, ни одно задание не было снято или отложено. Даже скажу больше — количество жалоб, подаваемых в орган обжалования публичных закупок, быстро растет, а кейсы, которые мы расследуем, также масштабные и тяжелые. Штат такой же, как и раньше. Несмотря на все новые и сложные вызовы, мы исполняем возложенные на нас обязанности и выносим очень значимые для экономики и граждан решения. Это и 190-миллионный штраф за завышение цен на инсулины Novo Nordisk и связанными дистрибьюторами, и раскрытие сговоров на торгах при участии таких крупных компаний, как «Интерпайп» или, например, связанных с «Укрбудом», и значимые штрафы на производителей «сладкосливочного масла», в котором доля растительных жиров достигла 90 %. Отдельно отмечу, что нам удалось заставить теплоснабжающие компании пересчитать стоимость уже оплаченных населением услуг по отоплению (сумма, между прочим, — 3 млрд грн). Очень хорошие отзывы мы получили от бизнеса после того, как вынудили «Укрзализныцю» отказаться от ограничительных практик под видом так называемых малодеятельных станций.

Нам приходится все активнее работать в судах, отстаивать правомерность решений, и часто это новые для Комитета дела, такие как решения по принудительному распределению, картельным сговорам, облгазам и так далее. И на фоне всего этого мы провели реформу территориальных отделений, оптимизировав их работу. А еще разработали три законопроекта, которые являются началом реформы конкурентного законодательства. В первую очередь, это антитрастовый законопроект. При его разработке мы применили новый для себя подход — взяли анализ пробелов действующего законодательства, осуществленный европейскими коллегами, также все имеющиеся законопроекты, разложили их на составляющие, а затем вместе со специалистами из конкурентных ведомств Литвы и США и народными депутатами разработали новый текст, который сейчас активно обсуждается лучшими юристами страны и бизнес-ассоциациями. Два других законопроекта — усовершенствование работы органа обжалования и развитие функции контроля по госпомощи.

Отдельно отмечу, что впервые за длительное время нам удалось повысить заработные платы наших специалистов — это один из ключевых для развития ведомства показателей.

Мы как раз завершаем работу над определением дальнейших приоритетов в 2021 году. Конечно же, ни одна значимая отрасль или рынок из нашего поля зрения не выпадут. Из нового — изучаем представленный правительством аудит государства и согласовываем наши приоритеты с общегосударственными. Ведь развитие конкуренции — крайне важная составляющая развития страны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Чтобы идти в ногу со временем, хотим предложить государственным уполномоченным больше внимания уделять высокотехнологическим рынкам.

И, конечно же, будем продолжать работать над реформой законодательства — над разработкой ее второго этапа (законопроектов относительно вопросов доминирования и злоупотребления монопольным положением, институциональной независимости Комитета), а также подзаконных актов и внутренних процедур после приятия этих законопроектов.