ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

Конкурентное право

Концентрация взимания

Существенные штрафы АМКУ дают четкий месседж рынку о важности соблюдения конкурентного законодательства, в том числе в вопросах концентраций и согласованных действий. Комитет стал активнее применять положения законодательства, которые ранее не использовались. При этом деятельность самого АМКУ получила достаточно жесткую политическую оценку в виде масштабных кадровых пертурбаций госуполномоченных

КРИСТИНА ПОШЕЛЮЖНАЯ

2019 год прошел для Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) под знаком существенных кадровых преобразований в руководящем составе. При этом главную комитетскую должность эти изменения не затронули. Должности первого заместителя главы АМКУ лишилась Мария Нижник, на это место главой государства была назначена коммерческий директор ООО «СТЕМ Инжиниринг» Ольга Пищанская. С должностей государственных уполномоченных АМКУ были уволены Андрей Вовк (был также заместителем главы АМКУ), Валерий Полюхович, Агия Загребельская и Анна Артеменко. В связи с переходом на должность заместителя министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины с должности госуполномоченного была уволена Светлана Панаиотиди.

Указами Президента Украины на должности госуполномоченных назначены: начальник договорно-правового отдела ЧАО «ВФ Украина» Наталия Буроменская, эксперт проектов технической помощи EU SURE и аналитик Офиса эффективного регулирования Ольга Нечитайло, доцент кафедры правового регулирования экономики Криворожского экономического института Киевского национально-экономического университета имени Вадима Гетмана Ирина Копайгора, директор ООО «Украинский газовый клуб» (работал на должности директора до марта 2018-го) Сергей Тищик и начальник управления экономического анализа АМКУ Дарья Чередниченко (стала также заместителем главы АМКУ).

Традиционно в течение года в фокусе внимания АМКУ находились инфраструктура железнодорожного транспорта, рынки размещения внешней рекламы, лекарственных средств. Углублялось сотрудничество с профильными ассоциациями и участниками рынка агропромышленного комплекса, отечественной масложировой отрасли, медовой, винодельческой, пивной отраслей, рынков молока и молочных продуктов, мяса и яиц птицы, производителями хлеба. Под прицел АМКУ также попали строительные компании (в мае 2019-го, к примеру, временная административная коллегия АМКУ оштрафовала две строительные компании за сговор на тендерах на сумму почти 150 млн грн).

Особое внимание АМКУ уделил старту нового рынка электроэнергии в Украине. Оптимальным механизмом, позволяющим обеспечить конкуренцию на оптовом рынке электроэнергии, по мнению Комитета, является биржевая торговля электроэнергией на рынке двусторонних соглашений. Среди прочего Комитет предоставил разрешение ООО «ДТЭК Нафтогаз» на приобретение акций ЧАО «Киевоблэнерго» и АО «Одессаоблэнерго» при жестком условии исполнения обязательств по нивелированию возможного негативного влияния на рынки электрической энергии.

Как и прежде, наблюдается повышенный интерес к рынкам бензина и дизельного топлива. АМКУ констатирует, что отечественные рынки бензина, дизельного топлива и сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива являются импортозависимыми. Это создает риски ограничения конкуренции на рынке оптовой торговли неф­тепродуктами и может вызвать рост цен на топливо в розничной сети.

В сентябре 2019 года АМКУ принял решение принудительно разделить группу компаний OSTCHEM Дмитрия Фирташа в части производителей азотных минеральных удобрений и наложить на «НФ Трейдинг Украина» максимально возможный по действующему законодательству штраф в размере 107 млн грн.

Говоря о факторах, которые предопределили сферу конкурентного права в 2019 году, партнер Asters Александр Вознюк в первую очередь выделил политические изменения — эта сфера подвержена политическим настроениям. «Поначалу эти изменения обусловили переходный период для корректировки приоритетов, потом усилили акценты на борьбе с монополиями, я бы даже сказал, привели к некоторой экзальтации в этих вопросах, затронувшей даже АМКУ, как, например, в случае с принудительным разделением химических активов OSTCHEM. Эти вопросы правоприменения, по правовым и экономическим соображениям, требуют большой осторожности», — предостерегает г-н Вознюк, надеясь, что баланс будет найден.

Такие изменения повлияли и на развитие законодательства в контексте обеспечения процессуальной справедливости при рассмотрении антимонопольных дел, а также борьбы с картелями. «Парламентом прошлого созыва был принят необходимый закон, но его так и не успели проголосовать с предложениями Президента. Вроде бы эти вопросы остаются актуальными и для нового парламента, но какие инициативы в действительности появятся и будут реализованы, предугадать сложно», — говорит г-н Вознюк. Он ожидает, что такие же инициативы или даже более амбициозные не задержатся и рынок увидит их уже в этом году.

«Заявленная Кабинетом Министров Украины демонополизация экономики и нацеленность на защиту от злоупотреб­лений монополистами, скорее всего, предопределит фокус внимания Комитета на ближайшее время, — прогнозирует партнер Marchenko Partners Александр Алексеенко. По его словам, анонсированные законодательные инициативы, направленные на установление реальной независимости АМКУ и увеличение институциональной способности Комитета, можно лишь приветствовать. «Ожидания от заявленной антимонопольной реформы велики, осталось лишь убедиться в том, что качество законопроектов, которые вскоре будут внесены в парламент, будет высоким, а профессиональное сообщество получит возможность быть услышанным при их принятии», — надеется г-н Алексеенко.

«Комитет стал активнее применять на практике положения законодательства, которые ранее фактически не применялись. Чего только стоит решение о злоупотреблении монопольным положением, которое обязало разделять субъект хозяйствования. Несмотря на неоднозначность такого решения, следует отметить готовность АМКУ формировать и тестировать в судах новую правоприменительную практику», — добавляет Александр Алексеенко.

В контексте новых подходов Комитета г-н Алексеенко также отмечает зарождающуюся практику в сфере недобросовестной конкуренции по борьбе с неправомерным использованием коммерческой тайны. «Хотя говорить о том, что такие дела можно ставить на поток и защищать с помощью АМКУ бизнес от такой недобросовестной практики, пока рано, но в целом активность Комитета в этом направлении можно лишь приветствовать», — считает комментатор.

Недавние уже по-настоящему существенные штрафы Комитета в некоторых делах о концентрациях, по словам Александра Алексеенко, несут правильный и строгий месседж рынку о важности антимонопольного комплаенса в вопросах концентраций и согласованных действий. «Вместе с тем хотелось бы иметь больше ясности и предсказуемости в вопросе определения размера штрафов за такие нарушения», — добавляет он.

«Работа Комитета в сфере государственной помощи в 2019 году набирает обороты, хотя не так быстро, как ожидалось, и приобретает черты системности и завершенности. Решения о недопустимости государственной помощи уже не кажутся чем-то невероятным. Более того, уже есть первые судебные решения по вопросам государственной помощи», — комментирует Александр Алексеенко. Александр Вознюк добавляет, что некоторые из споров дошли до Верховного Суда. «В них поднимаются сложные концептуальные вопросы, решение которых может предопределить дальнейшие подходы к осуществлению контроля за госпомощью и потребовать корректировки законодательства», — отмечает г-н Вознюк.

«Нормотворческая работа (например, некоторые отраслевые критерии допустимости) в данной сфере также застопорилась и требует финализации или перезапуска, — продолжает Александр Алексеенко. — К тому же есть немало очевидных случаев государственной помощи, на которые Комитет фактически не обращает никакого внимания, находясь в режиме ожидания. Рынок, очевидно, ждет первых решений АМКУ, которые непосредственно повлияют на права и интересы крупных частных бизнесов, а не просто на распределение пуб­личных финансов между коммунальными и государственными предприятиями и организациями».

Также он ожидает, что недавно внесенные изменения в закон о публичных закупках помогут систематизировать очень ресурсоемкую работу Комитета как органа обжалования. «Это дает надежду, что система закупок будет функционировать эффективнее, а процедура обжалования станет действеннее», — говорит г-н Алексеенко. По мнению АМКУ, указанные изменения свидетельствуют о том, что система готова к переходу на качественно новый и в то же время более сложный этап. По результатам принятых изменений, во-первых, товары будут конкурировать не только по цене, но и по стоимости жизненного цикла; во-вторых, вводятся антидемпинговые нормы (аномально низкая цена тендерного предложения — на 30–40 % ниже рыночной — станет основанием для отклонения предложения). Однако изменения, поддержанные парламентом, не решат всех вопросов, особенно в части работы органа обжалования.

В числе вызовов г-н Алексеенко называет фактическое отсутствие у бизнеса возможности для должного состязательного процесса при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также проблемы судебной системы при рассмотрении таких дел.

В прошлом году г-н Вознюк отмечал тенденцию повышения доверия к правоприменительным подходам АМКУ, изменилась ли эта тенденция в 2019-м? Он уточняет, что говорил о такой тенденции только применительно к позициям судов, которые, не особо углубляясь в экономическую природу рыночных отношений и методы анализа АМКУ, соглашались с подходами Комитета. «Иногда складывалось впечатление, что сами по себе математические термины в решениях АМКУ оказывали чарующее воздействие на судей. Такое доверительное отношение к АМКУ существенно повлияло на предсказуемость правоприменения, прозрачность правил конкуренции и сильно обеспокоило бизнес. Эта тенденция сохраняется. Но думаю, что это просто накопление критической массы для нового качественного скачка, и оно близко к пределу», — резюмирует Александр Вознюк.

ЛИДЕРЫ РЫНКА. КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО

Авторитетные юристы

Александр Мартыненко

(CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang)

Ведущие
юридические фирмы

1

Asters

2

Sayenko Kharenko

3

Aequo

4

Baker McKenzie

5

Arzinger

Другие известные юридические фирмы*

AVELLUM

CLACIS

CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang

Dentons

DLA Piper Ukraine

INTEGRITES

Kinstellar

Marchenko Partners

Redcliffe Partners

Ильяшев и Партнеры

Ведущие юристы

1

Игорь Свечкарь

(Asters)

2

Владимир Саенко

(Sayenko Kharenko)

3

Александр Вознюк

(Asters)

4

Галина Загороднюк

(DLA Piper Ukraine)

5

Сергей Денисенко

(Aequo)

Другие
известные юристы*

Александр Алексеенко

(Marchenko Partners)

Ольга Белякова

(CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang)

Тимур Бондарев

(Arzinger)

Александр Дякулич

(Arzinger)

Андрей Горбатенко

(Правовой Альянс)

Валентина Гвоздь

(Sayenko Kharenko)

Алексей Кот

(Антика)

Денис Лысенко

(Aequo)

Ярослав Медведев

(AVELLUM)

Максим Назаренко

(Sayenko Kharenko)

Алексей Пустовит

(Asters)

Оксана Симонова

(Baker McKenzie)

Лана Синичкина

(Arzinger)

Анастасия Усова

(Redcliffe Partners)

Александр Фефелов

(Ильяшев и Партнеры)

Сергей Шершун

(INTEGRITES)

Антонина Ягольник

(CLACIS)

* — В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ. ИСТОЧНИК: UKRAINIAN LAW FIRMS 2019. A HANDBOOK FOR FOREIGN CLIENTS