ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

Налоговая практика

Закон и творчество

Решив вопрос с реформой налоговых и таможенных органов, парламент активно принялся за приведение налогового законодательства Украины в соответствие с мировыми стандартами. Тем не менее текущий год в сфере налогообложения оказался достаточно спокойным, и бизнес получил возможность подготовиться к законодательному творчеству новоизбранного парламента

СВЕТЛАНА ТАРАСОВА

В 2019 году, по крайней мере до сентября месяца — начала работы парламента нового созыва, бизнес чувствовал себя довольно спокойно в вопросах налогообложения. Долгожданная реформа Государственной фискальной службы Украины (ГФС) все же была запущена, и благодаря принятию подзаконных нормативных актов, разработанных в том числе с привлечением международных экспертов и бизнеса, ГФС разделили на две структуры: Государственную налоговую службу Украины (ГНС) и Государственную таможенную службу Украины. Это ознаменовало завершение очередного этапа реформирования фискальных органов, хотя парламенту еще предстоит решить ряд структурных вопросов.

 

Законодательная форма

1 января 2019 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от 23 ноября 2018 года № 2628-VIII. В частности, изменения коснулись некоторых акцизов, рентной платы и экологического налога. Также были уточнены нормы, регулирующие трансфертное ценообразование (ТЦО). Первое, на что обращали внимание эксперты, — это деятельность постоянных представительств. К контролируемым операциям, как известно, относятся операции между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине. Согласно принятым изменениям, к контролируемым операциям стали также относиться и внутрихозяйственные расчеты между главным предприятием и его структурными подразделениями. Закрепили законодатели и принцип превалирования сути над формой. В то же время, напомним, что данный принцип не является чем-то новым для налогоплательщиков, поскольку преобладающее большинство представителей бизнеса уже использовали его при подготовке отчетности о контролируемых операциях и в судебном порядке. Непосредственно в НК уточняется, что контролирующими органами учитываются фактические действия сторон хозяйственной операции, фактические обстоятельства проведения операции в соответствии с ее сутью. Если же фактическое поведение сторон операции отличается от условий договора (или документально операция не оформлена), то для целей ТЦО учитываются именно фактическое поведение сторон, фактически использованные активы, а также фактически принятые сторонами риски.

 

Инициативный заряд

Инициативы новой власти в налоговой сфере (большинство из них авторства Данила Гетьманцева, возглавившего в парламенте IX созыва комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики) оказались достаточно сенситивными для широкого круга налогоплательщиков: как для крупного бизнеса, так и для физлиц-предпринимателей. Работая в «турборежиме», осенью парламент выдал на-гора целый пакет законов, которые существенно повлияют на порядок ведения бизнеса. Одним из них, к примеру, вводится единый счет для уплаты налогов и сборов и единого социального взноса. К слову, подобный законопроект рассматривал парламент прошлого созыва, но документ так и не был одобрен. По мнению ­представителей ГНС, такой механизм позволит создать максимально комфортные и понятные для плательщиков правила расчетов с бюджетом и целевыми фондами, сократит их финансовые затраты и время на формирование расчетных документов. Эти новшества вступают в силу с 1 января 2021 года.

Немало дискуссий вызвали законы, которыми введены положения о «кешбэке» и программных регистраторах расчетных операций (РРО). Впрочем, надо отдать должное ГНС и Министерству финансов Украины, поскольку они не только широко информируют о ключевых новациях, но и создали рабочую группу с привлечением представителей бизнеса, для подготовки подзаконных нормативных актов. Напомним, что использовать программные РРО можно будет с 19 апреля 2020 года, а с октября 2020 года использование РРО станет обязательным при осуществлении определенных законодательством видов деятельности (кроме плательщиков единого налога первой группы). С 1 января 2021 года применять РРО должны будут физические лица — плательщики единого налога второй, третьей, четвертой групп независимо от видов деятельности.

 

Международный тренд

С каждым годом Украина приближается к глобальным трендам в налогообложении. В последний день зимы Верховная Рада Украины все-таки ратифицировала Многостороннюю конвенцию MLI, положения которой вступили в силу с 1 декабря текущего года. В то же время вопрос с имплементацией плана BEPS пока еще находится в подвешенном состоянии, так как законопроект, предлагающий внести изменения в НК в этой сфере (к слову, был существенно доработан с учетом рекомендаций международных экспертов), как предполагалось изначально, по сокращенной процедуре не был принят, поскольку в экспертных кругах отдельные его положения вызвали серьезную дискуссию.

Кроме того, в будущем серьезное влияние на ведение бизнеса окажут ратификация Соглашения между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA) и принятие имплементационного законодательства.

Ключевое направление, на которое делается акцент во всем мире, в том числе в Украине, — налогообложение цифровой экономики.

В целом, несмотря на целый ряд позитивных изменений, связанных с администрированием налогообложения и имплементацией международных стандартов, для бизнеса по-прежнему важно понимание предсказуемости и стабильности налогового законодательства.

Бой с тенью

Сергей ВЕРЛАНОВ,

глава Государственной налоговой службы Украины


Мы запустили полноценную работу новой налоговой службы. Нам удалось это сделать, не создав проблем для налогоплательщиков. И, что не менее важно, ГНС с первых же дней работы четко выполняет свои функции по наполнению бюджета без силового давления на бизнес. Например, за десять месяцев этого года налогоплательщики перечислили в бюджет на 69,4 млрд грн больше, чем за этот же период в прошлом году, причем налоговая база осталась практически неизменной.

Что изменилось? Изменился подход налоговой службы к администрированию. Я много лет отдал юридической практике и очень хорошо знаю, как отражается на бизнесе прессование со стороны налоговых органов. Поэтому, возглавив налоговую службу, я поставил четкое задание — прекратить эту практику. Налоговая служба должна работать не кулаками, а головой. Это означает усиление аналитической работы, фокусирование внимания на рисковые операции и субъектов хозяйствования.

Впервые за многие годы мы начали последовательно бороться с налоговыми схемами. Статистика налоговых поступлений в бюджет говорит о том, что нам это удается. Я уверен, что борьба с тенью — единственный правильный путь и возможность увеличивать поступления в бюджет. Кроме того, это позволит сократить число проверок добросовестных налогоплательщиков. Максимальное внимание к рисковым операциям и максимальная свобода для тех, кто честно платит налоги. Это наш сегодняшний принцип работы. И ГНС уже учла его при формировании плана-графика проверок на следующий год.

Также в наших ближайших планах — повысить количество выигранных дел в судах. Если сейчас в нашу пользу принимается 10–15 % решений, то мы хотим довести это количество до 40 %. Это означает, что судиться с налогоплательщиками будем только при наличии сильной доказательственной базы. В результате сократится и количество судебных споров с бизнесом.

Налоговые органы начали кардинально меняться. Главная наша цель — добровольность уплаты налогов. А для этого мы должны из дубинки, занесенной над головами налогоплательщиков, превратиться в сервисную службу. Если говорить проще, налогоплательщик должен вообще забыть дорогу в налоговую инспекцию. Мы обязаны сделать так, чтобы воспользоваться всеми сервисами, получить любую помощь и решить любой возникающий вопрос наш клиент мог в онлайн-режиме, причем максимально простым способом. Для этого мы модернизируем электронный кабинет налогоплательщика, полностью обновим и перезапустим его.

Наш главный вызов в плане повышения уровня сервиса на ближайшую перспективу — подготовка и запуск бесплатного приложения программного РРО. Эта программа будет бесплатна для скачивания и бесплатна в обслуживании. Уже с 1 января все желающие смогут протестировать программный РРО от налоговой службы.

ЛИДЕРЫ РЫНКА. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Авторитетные юристы

Владимир Котенко

(EY Ukraine)

Александр Минин

(КМ Партнеры)

Налоговые споры

Ведущие
юридические фирмы

1

КМ Партнеры

2

Василь Кисиль и Партнеры

3

Sayenko Kharenko

4

Юридическая группа EUCON

5

GOLAW

Другие известные юридические фирмы*

ADER HABER

ARZINGER

ASTERS

AVELLUM

EQUITY

EY UKRAINE

INTEGRITES

KPMG LAW UKRAINE

Lexwell & Partners

VB PARTNERS

ГРАМАЦКИЙ И ПАРТНЕРЫ

ИЛЬЯШЕВ И ПАРТНЕРЫ

Морис груп

СОКОЛОВСКИЙ И ПАРТНЕРЫ

Ведущие юристы

1

Ярослав Романчук

(Юридическая группа EUCON)

2

Геннадий Войцицкий

(Baker McKenzie)

3

Александр Шемяткин

(КМ Партнеры)

4

Сергей Попов

(KPMG Law Ukraine)

5

Илья Свердлов

(DLA Piper Ukraine)

Налоговое консультирование

Ведущие
юридические фирмы

1

КМ Партнеры

2

EY Ukraine

3

Baker McKenzie

4

DLA Piper Ukraine

5

KPMG Law Ukraine

Другие известные юридические фирмы*

ADER HABER

AEQUO

ARZINGER

ASTERS

AVELLUM

CROWE LF UKRAINE

DENTONS

GOLAW

INTEGRITES

SAYENKO KHARENKO

ИЛЬЯШЕВ И ПАРТНЕРЫ

СОКОЛОВСКИЙ И ПАРТНЕРЫ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРУППА EUCON

Другие известные юристы*

Василий Андрусяк

(МОРИС ГРУП)

Лариса Антощук

(KPMG Law Ukraine)

Татьяна Бережная

(Василь Кисиль и Партнеры)

Владимир Ващенко

(VB PARTNERS)

Олег Вдовичен

(Вдовичен и Партнеры)

Татьяна Данильцева

(ADER HABER)

Игорь Давиденко (Dentons)

Екатерина Гупало

(Arzinger)

Валентин Гвоздий

(GOLAW)

Ирина Кальницкая

(GOLAW)

Ирина Калита (EY Ukraine)

Оксана Кобзар

(Axon Partners)

Наталия Куриленко

(Соколовский и Партнеры)

Денис Лысенко (Aequo)

Александр Майданик

(Asters)

Вадим Медведев

(AVELLUM)

Дмитрий Михайленко

(Crowe LF Ukraine)

Светлана Мусиенко

(Sayenko Kharenko)

Виталий Оджиковский

(Sayenko Kharenko)

Оксана Олехова

(KPMG Law Ukraine)

Андрей Реун

(EVRIS)

Владислав Соколовский

(Соколовский и Партнеры)

Константин Соляр

(Asters)

Андрей СтЕльмащук

(Василь Кисиль и Партнеры)

Павел Ходаковский

(ранее Arzinger)

Алексей Хомяков

(Asters)

Евгений Шкребец

(Шкребец и Партнеры)

Сергей Чуев

(EQUITY)

Виктория Фоменко

(INTEGRITES)

* — В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ. ИСТОЧНИК: UKRAINIAN LAW FIRMS 2019. A HANDBOOK FOR FOREIGN CLIENTS