ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

Защита бизнеса

Эдуард ТРЕГУБОВ,
управляющий партнер ЮФ «Салком»

Закон сброса и предложения

Комплексная защита бизнеса — объективная необходимость в украинских реалиях. Новое законодательство предоставляет весьма эффективные инструменты для того, чтобы снять вопрос рейдерства с повестки дня бизнеса. Главное — предоставленными инструментами распорядиться грамотно

Эдуард ТРЕГУБОВ, управляющий партнер ЮФ «Салком»

Одновременное проведение реформ в различных отраслях права, которые не всегда синхронизированы между собой, а также смена политических команд во власти способствуют возникновению условий, благоприятных для мошеннического захвата бизнеса (рейдерства). Это привело к тому, что в последние годы в Украине произошел всплеск посягательств на различные активы, о чем нередко публично заявляли иностранные инвесторы, представители бизнес-организаций и СМИ. В то время как законодательными или судебными инструментами удавалось устранить одну проблему, касающуюся рейдерства, возникали другие. К сожалению, подобные процессы стали типичным явлением для Украины.

Статистические данные Генеральной прокуратуры Украины гласят: с 2013 года в Украине по настоящее время совершено 3242 рейдерских захвата. Так, начиная с 2014 года количество рейдерских захватов увеличивалось ежегодно. За последние полтора года зафиксировано 915 рейдерских атак.

 

Комплекс заданий

Адекватной реакцией рынка на сложившуюся ситуацию стало возникновение устойчивого спроса на юридические услуги в виде комплексной защиты бизнеса. И в ближайшие годы, по всей видимости, это направление будет оставаться довольно востребованным.

Комплексная защита бизнеса, в отличие от большинства традиционных юридических услуг, характеризуется рядом специфических особенностей:

1) предполагает как систему превентивных мер, так и эффективное реагирование в случае противоправных действий со стороны третьих лиц;

2) требует экспертизы и навыков одновременно в различных областях: в сферах корпоративного права, уголовного права и процесса, недвижимости, права интеллектуальной собственности, кибербезопасности и т.д.;

3) может включать судебные и внесудебные юридические процедуры, огласку дела в СМИ, привлечение бизнес-ассоциаций, проведение публичных акций.

В силу указанных специфических условий подобную услугу на рынке могут предоставлять только ограниченный круг игроков, владеющих достаточным опытом и интеллектуальным ресурсом.

Целями рейдерской атаки, как правило, являются: недвижимость, земельные участки, корпоративные права, урожай. Среди типичных механизмов рейдерства можно назвать следующие: использование поддельных документов о переходе права собственности на корпоративные права либо недвижимое имущество; осуществление регистрационных действий на основании поддельных судебных решений; участие регистратора либо нотариуса в преступной группе; похищение электронного ключа регистратора; незаконное внесение объекта недвижимости в уставный капитал; инициирование искусственного банкротства предприятия и дальнейший захват активов через подконтрольного арбитражного управляющего; получение контроля над предприятием путем увеличения участником уставного капитала.

 

Реакционная политика

Поскольку рейдерство в его украинской интерпретации всегда связано с противозаконными действиями, защита от атаки должна включать уголовно-правовые механизмы, начиная с подачи заявления в правоохранительные органы. Хотя понятие «рейдерство» не используется в Уголовном кодексе Украины (УК), это явление охватывается такими составами преступлений: подделка документов, подаваемых для проведения государственной регистрации юридического лица (статья 2051 УК), противодействие законной хозяйственной деятельности (статья 206 УК) и противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации (статья 2062 УК).

Важнейшим действием на этом этапе является наложение ареста на объекты, которые подверглись рейдерской атаке. Большинство уголовных производств по фактам рейдерства ведутся весьма пассивно, а процессуальные действия излишне затянуты во времени, что не позволяет следствию предотвращать новые этапы атаки. В то же время при должном внимании адвокатов потерпевшей стороны к ведению уголовного дела достижение реальных, пусть даже промежуточных, результатов на этом этапе вполне реалистично. К слову, собранные в рамках уголовного производства доказательства приносят ощутимую пользу на следующих этапах защиты, например в судах.

Если атака связана с незаконными регистрационными действиями, довольно эффективным может стать обжалование в Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации при Министерстве юстиции Украины (Комиссия). В целом этот орган имеет полномочия быстрого рассмотрения жалоб и отмены регистрационных действий. Кроме того, недавно была упрощена форма подачи документов. Теперь их можно подавать в электронной форме. Однако, несмотря на упрощение формы подачи документов, без достаточной правовой квалификации успешно достичь позитивного результата в Антирейдерской комиссии весьма проблематично.

Во-первых, юрисдикция Комиссии распространяется исключительно на процедурные нарушения в процессе регистрации. При этом данный орган не вправе рассматривать жалобы, из которых усматривается наличие спора о праве (на практике подавляющее большинство рейдерских атак сопровождается подделкой документов). Поскольку регистратор не уполномочен проверять действительность поданных документов, то зачастую регистрационные действия являются законными с точки зрения Комиссии.

Во-вторых, рейдеры практикуют блокировку рассмотрения жалоб в Комиссии путем подачи «фиктивных» исков якобы об обжаловании регистрационных действий, совершенных в их же пользу. Согласно закону одного факта наличия такого рода производства достаточно для отказа в рассмотрении жалобы (Комиссия не вправе рассматривать жалобы, предмет которых одновременно является предметом судебного дела). Позже такие иски отзываются, но повторное рассмотрение жалобы в Комиссии уже не допускается.

В-третьих, даже в случае удовлетворения жалобы существует значительный риск, что решение Комиссии будет отменено по формальным признакам. Такая практика в Украине распространена.

С учетом вышеизложенного не стоит рассчитывать на обжалование регистрационных действий в Комиссии в качестве единственного самостоятельного способа борьбы с рейдерством. Но в комплексе защитных мероприятий такой инструмент должен присутствовать, к тому же он может сыграть весомую роль.

Одним из важнейших способов противодействия рейдерскому захвату по-прежнему остается оспаривание незаконных действий в судах. При этом важно выбрать грамотного юридического советника, который поможет правильно установить подведомственность дела и сформировать корректную и наиболее эффективную позицию правовой защиты, оформить доказательственную базу и предотвратить попытки рейдеров использовать процессуальные возможности для затягивания рассмотрения дела в суде.

 

Разойтись с мерой

Можно ли каким-либо образом обезопасить себя от рейдерской атаки? Панацеи, к сожалению, нет. Но ряд превентивных мер может значительно снизить угрозу рейдерства или в крайнем случае ей противодействовать. Главное — это мониторинг и сбор информации в режиме реального времени о том, что происходит с активами. Кроме того, важным условием является повышение публичности бизнеса. Чем публичнее компания, чем более открыта ее деятельность, тем ниже вероятность, что такая компания будет атакована. Также хотелось бы посоветовать бизнесу очень внимательно относиться к выбору и проверке контрагентов, бизнес-партнеров.

Нужно отметить, что 21 октября 2019 года в целях борьбы с рейдерством Президентом Украины был подписан Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о защите права собственности». Этот закон содержит множество новинок в сфере предотвращения рейдерства, в частности:

— прекращение деятельности таких субъектов регистрации, как коммунальные предприятия. Напомню, что подавляющее большинство незаконных регистрационных действий проводились именно коммунальными предприятиями. Теперь в перечне субъектов регистрации остаются нотариусы и регистраторы местных советов;

— введение двойной аутентификации субъектов регистрации;

— синхронизация нотариального и регистрационного действия. До этого момента мог существовать существенный временной разрыв между этими собы­тиями;

— уведомление собственника имущества о проводимых регистрационных действиях.

Уже сейчас можно констатировать позитивную динамику, направленную на снижение случаев рейдерского захвата бизнеса. Новое законодательство дает в руки бизнеса весьма эффективные инструменты не только для защиты от рейдерских захватов, но и для их предотвращения. Главное — грамотно их использовать.