ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

Отрасли экономики

Сергей ОБЕРКОВИЧ,
старший партнер GOLAW, адвокат

Максим ЛЕБЕДЕВ,
партнер GOLAW, адвокат

Альтернативное лишение

Уже в 2020 году большинство новых проектов альтернативной энергетики будут лишены государственной поддержки в виде высокого «зеленого» тарифа, а получить ее смогут лишь те, кто предложит наиболее выгодные цены на специализированных аукционах

Сергей ОБЕРКОВИЧ, старший партнер GOLAW, адвокат
Максим ЛЕБЕДЕВ, партнер GOLAW, адвокат

С уверенностью можно сказать, что 2020-й станет годом новых вызовов для государства и для производителей электроэнергии из возобновляемых источников в Украине.

25 апреля 2019 года парламент принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии» (Закон). Им предусмотрен новый механизм поддержки производителей электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в виде аукционов, который заменит систему «зеленого» тарифа. Основная цель аукционов как процедуры конкурсных торгов заключается в установлении наиболее низкой и, соответственно, экономически эффективной для государства стоимости покупки электрической энергии, произведенной из ВИЭ. Такая система поддержки широко распространена в странах Европы: в Бельгии, Дании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Португалии, Польше и на Мальте.

Ожидается, что новая система будет полноценно применяться уже с 2020 года и первый плановый аукцион состоится в апреле. Но как новым производителям из ВИЭ получить поддержку государства по новому механизму, сейчас сказать трудно. Еще не разработана электронная платформа для работы аукционов, не установлены размеры квот поддержки и не утвержден порядок проведения аукционов. Ввиду приближающихся дедлайнов запуска аукционов, на сайте Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины опубликован новый проект постановления Кабинета Министров Украины «О внедрении конкурентных условий стимулирования производства электрической энергии из альтернативных источников энергии», который предлагает следующие процедуры.

 

Кто будет участвовать в аукционах?

С 2020 года для ветряных электростанций (ВЭС) мощностью более 5 МВт и солнечных электростанций (СЭС) мощностью более 1 МВт аукционы будут единственной возможностью получения государственной поддержки. Остальные проекты ВИЭ смогут выбирать: участвовать в аукционах и заключить договор купли-продажи электроэнергии (РРА) на 20 лет либо получить «зеленый» тариф до 2030 года.

 

Как будут работать аукционы?

Квоты государственной поддержки производителей электрической энергии из ВИЭ будут разыгрываться между инвесторами на открытых аукционах через электронную торговую систему на базе платформы «ProZorro.Продажи». Лица, которые намерены принять участие в аукционе, в личном кабинете подают заявки на участие в аукционе путем заполнения электронной формы. Заявление должно содержать закрытое предложение, состоящее из величины мощности объекта и ценового предложения. Ценовое предложение не может превышать уровень «зеленого» тарифа на дату проведения аукциона. Важно, что информация об участниках, их количестве и предложениях в открытом доступе не отображается и остается конфиденциальной до завершения аукциона.

Аукцион будет проходить автоматически в электронной системе в указанные в объявлении о проведении аукциона дату и время.

Довольно сомнительной кажется возможность участника в течение десяти минут с момента начала проведения аукциона уменьшить свое ценовое предложение, сделанное ранее. Такая возможность может быть использована игроками, которые каким-то способом получат данные о ценовых предложениях конкурентов.

По окончании аукциона электронная торговая система автоматически осуществляет одновременное раскрытие предложений всех участников и информации о них. Критерием выбора победителей аукциона определена наименьшая цена.

В течение десяти рабочих дней после завершения аукциона гарантированный покупатель проверяет документы всех участников аукциона. Если будут установлены или возникнут основания для исключения участника, в том числе для отказа победителю в подписании РРА, гарантированный покупатель должен опубликовать соответствующий акт проверки, и электронная система зафиксирует результаты проверки и обновленный рейтинг участников без учета выбывших.

Система аукционов не предполагает проведения предварительной квалификации участников, что, конечно, является правильным подходом, который призван обеспечить конфиденциальность предложений участников.

 

Требования к участникам аукционов

Для участия в аукционе компании должны подать безотзывную банковскую гарантию в пользу гарантированного покупателя в размере 5 евро/1 киловатт. В случае победы в аукционе до заключения РРА победитель должен предоставить банковскую гарантию гарантированному покупателю в размере 15 евро/1 киловатт.

Гарантия будет возвращена субъектам хозяйствования, которые по результатам аукциона не получили права на государственную поддержку. Победителю аукциона тоже вернут гарантию участника, вместо которой он должен будет внести гарантию победителя аукциона.

Во время обсуждения законопроекта размер гарантии вызвал больше всего дискуссий, и подход к его определению менялся несколько раз. На рынке до сих пор бытует мнение о слишком завышенном размере гарантии для украинских реалий. В то же время, для сравнения, в Германии размер гарантии для СЭС составляет 50 евро/1 киловатт, для оншорных ВЭС — 30 евро/1 киловатт, для офшорных — 100 евро/1 киловатт.

Несмотря на приближающийся дедлайн по запуску первых аукционов, украинские банки пока только формируют условия выдачи гарантий, однако уже сейчас очевидно, что гарантия должна быть обеспеченной, вероятнее всего, в денежном виде.

Еще одним вопросом, требующим внимания, является необходимость предоставления участником аукциона копии заключенного договора о присоединении объекта электроэнергетики к электрическим сетям. Проблема в том, что некоторые облэнерго предусматривают в договорах о присоединении срок оплаты в течение 20–30 дней с момента заключения договора. Это может стать причиной того, что субъект возьмет на себя существенные денежные обязательства без какой-либо гарантии победы на аукционе. Кроме того, в случае проигрыша он все равно будет нести ответственность перед облэнерго, включая штрафные санкции. На данный момент выходом из ситуации может быть только согласование с облэнерго соответствующих условий оплаты и расторжения договора до его подписания. Безусловно, этот вопрос требует урегулирования, чтобы проигравшие участники аукционов имели возможность расторгнуть договор о присоединении без последствий в виде санкций.

 

Практика покажет

Несмотря на некоторые недоработки и пробелы в регулировании, а также на пропуск ранее заявленных дедлайнов по подготовке вторичного законодательства, сейчас все выглядит так, что новая система поддержки все же будет запущена в 2020 году.

Инвесторам стоит принять во внимание, что выигрыш в аукционе по ценовому предложению еще не гарантирует автоматического подписания РРА, а некачественная подготовка документов на участие в аукционах может нивелировать все усилия, если в конечном итоге компания будет дисквалифицирована. Потенциальным игрокам стоит уже сейчас начать подготовку документов, в том числе оформление банковской гарантии, так как этот процесс может непредсказуемо затянуться.