ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

ОТРАСЛИ ПРАКТИКИ | ЭНЕРГЕТИКА

АНДРЕЙ ОЛЕНЮК,
партнер ЮФ EVERLEGAL

Светлое — в будущее

Сфера возобновляемой энергетики — одна из наиболее динамичных и привлекательных с точки зрения перспектив развития и привлечения инвестиций. А имплементация Третьего энергетического пакета и других новаций в регулировании рынка электроэнергии дают «зеленый свет» иностранным инвесторам

О возобновляемой энергетике в Украине стали серьезно говорить в 2009 году, когда парламент Украины внес изменения в законодательство относительно стимулирования использования возобновляемых источников энергии в энергетическом секторе Украины.
С тех пор законодательное регулирование возобновляемой энергетики стремительно совершенствовалось, и сегодня этот подсектор энергетики является одним из наиболее динамичных и привлекательных с точки зрения перспектив развития и привлечения инвестиций.
11 июня 2017 года вступил в силу Закон Украины «О рынке электрической энергии», которым утверждена новая модель для рынка электрической энергии и установлены новые правила работы производителей электрической энергии из возобновляемых источников. Предполагается, что новый рынок заработает с 1 июля 2019 года.
Какие же новшества содержит закон о рынке электрической энергии и какие тенденции правового регулирования возобновляемой энергетики просматриваются в условиях нового рынка?

Синхронизация с ЕС
Закон о рынке электрической энергии принят во исполнение обязательств Украины по Договору об учреждении Энергетического сообщества и Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом и имплементирует базовые директивы и регламенты Европейского Союза, составляющие так называемый Третий энергетический пакет.
Ключевые положения Третьего энергетического пакета предусматривают структурное реформирование рынка электрической энергии путем разграничения функций «сетевых операторов» с одной стороны и производителей электрической энергии и трейдеров с другой. Цель такого разграничения состоит в стимулировании конкуренции на рынке и создании условий для недискриминационного доступа производителей электрической энергии к сетям, по которым электрическая энергия распределяется потребителям.
По сути это означает, что правовое регулирование рынка электрической энергии в Украине станет более понятным для иностранных инвесторов, которые имеют опыт работы на рынках Европейского Союза. Это, в свою очередь, создает условия для открытия потока иностранных инвестиций в сектор электроэнергетики в Украине, в том числе в развитие производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии.
Ожидается, что иностранных инвесторов больше всего заинтересуют реализация проектов по модернизации существующих мощностей и введение в эксплуатацию новых мощностей по производству электрической энергии с использованием возобновляемых источников.
Немаловажным позитивным моментом закона о рынке электрической энергии является возложение обязанности на органы государственной власти Украины, в том числе на суды, при применении нового закона принимать во внимание правоприменительную практику Энергетического сообщества и Европейского Союза, в частности Суда Европейского Союза, практику Европейской комиссии и Секретариата Энергетического сообщества.
Соответствующие положения фактически предоставляют решениям органов власти Европейского Союза и органам управления Энергетического сообщества рекомендательный характер, что подразумевает обязательное изучение органами государственной власти Украины соответствующей правоприменительной практики и обоснование при принятии ими решений, почему та или иная правоприменительная практика была или не была принята во внимание.
Безусловно, такое требование закона о рынке электрической энергии повысит компетентность органов государственной власти Украины, которые наделены властными полномочиями в секторе энергетики, а также повысит качество принимаемых ими решений.

«Перспективная»
купля-продажа
Закон о рынке электрической энергии дает возможность производителям электрической энергии с использованием возобновляемых источников подписывать договор купли-продажи электрической энергии с гарантированным покупателем до начала строительства, введения в эксплуатацию соответствующего объекта по производству электроэнергии и получения «зеленого» тарифа таким производителем. Но де-факто такой договор не вступает в действие до момента исполнения ряда условий, среди которых — получение лицензии на производство электрической энергии, установление «зеленого» тарифа, приобретение членства в оптовом рынке электроэнергии и регистрация автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии.
Такие изменения в типовой форме договора купли-продажи электроэнергии являются позитивным шагом в вопросе соответствия договора требованиям банков для финансирования производителей электрической энергии с использованием возобновляемых источников. Ожидается, что в будущем регулятор обеспечит внесение изменений в типовую форму договора купли-продажи электроэнергии, которые будут учитывать пожелания инвесторов и лучшие международные практики.

Новые площадки продаж
Закон о рынке электрической энергии создает возможность производителям электрической энергии с использованием возобновляемых источников продавать электрическую энергию как на основании прямых двусторонних договоров с потребителями (раньше такая возможность хоть и была предусмотрена в законе, но оставалась нереализованной в связи с отсутствием соответствующего подзаконного регулирования), так и на организованных рынках, а именно: на рынке «на сутки вперед», на внутрисуточном и балансирующем рынках.
Создание новых площадок продажи электрической энергии производителями электрической энергии с использованием возобновляемых источников в среднесрочной перспективе предоставит альтернативные точки сбыта, повысит конкуренцию на рынке и будет способствовать рыночному ценообразованию электрической энергии.

Ответственность за небалансы
Одно из ключевых новшеств правового регулирования возобновляемой энергетики — установление ответственности производителей электрической энергии с использованием возобновляемых источников за небалансы (то есть отклонение фактических показателей отпуска электрической энергии производителем от заявленных почасовых объемов) с учетом допустимой доли отклонения. Важно, что в отношении производителей, которые ввели в эксплуатацию свои производственные объекты до вступления в силу закона о рынке электрической энергии, ответственность за небалансы не будет применяться, что соответст­вует предусмотренным законодательством гарантиям для производителей электроэнергии с использованием возобновляемых источников. Такая ситуация для этих производителей будет сохраняться до 31 декабря 2029 года, то есть до срока окончания действия «зеленого» тарифа. С 2030 года на них будут распространяться общие правила.
Для тех производителей, которые ввели в эксплуатацию свои производственные объекты после вступления в силу закона о рынке электрической энергии, меры ответственности за небалансы будут внедряться с 2021 года с постепенным увеличением доли компенсации на 10 % ежегодно до тех пор, пока доля компенсации не достигнет 100 % к 1 января 2030 года. Допустимая доля отклонения заявленных и фактических объемов отпуска электрической энергии составляет 20 % для ветряных электростанций, 10 % —для солнечных электростанций и 5 % — для малых гидро­электростанций.
Применение мер ответственности к производителям электрической энергии с использованием возобновляемых источников можно назвать позитивным фактором, способствующим переходу таких производителей на конкурентный рынок электрической энергии по истечении периода стимулирования использования возобновляемых источников энергии в 2030 году. Также предполагается, что такие производители будут инвестировать в разработку и внедрять новые технологии в части прогнозирования производства электрической энергии и ее хранения с целью последующего балансирования отпуска электрической энергии в сеть и недопущения ответственности за небалансы.
Подводя итоги, отметим, что с внед­рением нового рынка электрической энергии производители электрической энергии с использованием возобновляемых источников связывают много позитивных последствий, таких как усовершенствование регуляторной составляющей с учетом опыта развитых рынков Европейского Союза, повышение конкуренции на рынке, обеспечение недискриминационного доступа к сетям и ответственное поведение других участников рынка.