ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО

Денис ЛЫСЕНКО,
управляющий партнер Aequo

Сергей ДЕНИСЕНКО,
советник Aequo

Концентрация влияния

Антимонопольный комитет Украины является одним из наиболее заметных государственных органов, сфокусированных на реформировании профильного законодательства и изменении подходов к своей работе. Новости из Комитета приходят на рынок регулярно, причем как в отношении рассмотренных Комитетом дел и примененных им санкций, так и относительно принятия новых нормативных актов и методик ведомства

До амнистии и после

Одной из важных новостей осени 2016 года стало продление сроков действия так называемой штрафной амнистии для субъектов хозяйствования, не заявивших в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) о концентрации. Изначально амнистия была заявлена Комитетом на период с 15 сентября 2015-го по 15 сентября 2016 года. В конце сентября текущего года АМКУ уведомил о продлении периода амнистии на шесть месяцев. Еще год назад функционирование этой процедуры вызывало массу вопросов у многих компаний, что останавливало их в принятии решения воспользоваться амнистией, по крайней мере до момента, пока первые желающие ее не пройдут и не подтвердят ее работоспособность. Сегодня можно утверждать, что процедура амнистии успешно работает на практике.

За последний год работы Комитета можно было убедиться в том, что случаи, когда заявители обращаются по процедуре амнистии и получают больший размер штрафа, чем заявленный АМКУ для случаев амнистии, отсутствуют. В рамках рассмотрения заявлений по процедуре амнистии Комитет часто идет навстречу заявителям в вопросе удовлетворения ходатайств о сокращении количества предоставляемой информации, которая не является ключевой для оценки эффекта сделки на конкуренцию. Фактически процедура амнистии стала формальным уведомлением Комитета о незаявленных ранее концентрациях, за которые применяется достаточно лояльный штраф в фиксированном размере 102 000 грн.

По сути процедура амнистии гарантирует всем субъектам, которые добровольно обратятся в АМКУ и проинформируют об осуществленной без разрешения концентрации (имевшей место до 15 сентября 2015 года), определенные возможности. Во-первых, получить разрешение на заявленную в Комитет сделку. Во-вторых, предвидеть фиксированный размер штрафа, который применит АМКУ. В-третьих, «очистить» свою корпоративную структуру от рисков, связанных с выявлением не заявленных в Комитет концентраций, и как следствие избежать применения штрафов, размер которых будет уже существенно выше, чем предусматривает амнистия.

С осени 2015 года Комитет принял ряд важных нормативных актов, влияющих на рассмотрение заявлений о концентрации. Среди таких документов следует выделить новое Положение о концентрации и Рекомендационные разъяснения о порядке применения штрафов, которые были уже несколько раз уточнены и усовершенствованы. Ключевыми для регулирования сделок M&A также стали изменения 2016 года в Закон Украины «О защите экономической конкуренции», предусматривающие существенное увеличение пороговых показателей, достижение которых влечет необходимость обращения в АМКУ за разрешением на концентрацию.

Последний документ поспособствовал уменьшению количества сделок, требующих разрешения на концентрацию. Вероятнее всего, по истечении срока амнистии у Комитета появится возможность сосредоточиться на выявлении исторических нарушений, тем более что возможность заявить о них добровольно была предоставлена Комитетом в последние полтора года. В случае выявлений таких исторических нарушений по окончании заявленного срока амнистии у регулятора будут все основания применять значительные штрафы, аргументируя их в том числе и тем, что возможность исправить былые ошибки была предоставлена всем желающим субъектам хозяйствования.

 

В фокусе внимания

Регулятор был также активен и в расследовании инициированных им ранее дел о нарушении конкурентного законодательства. Бои на всех основных фронтах — определенных АМКУ приоритетных рынках — продолжаются. Об этом свидетельствуют как решения по конкретным делам, так и активный набор АМКУ специалистов в соответствующие подразделения ведомства, включая лиц, специализирующихся на судебных спорах.

Несмотря на регулярные заявления представителей Комитета о том, что основной целью ведомства является не применение штрафов, а долгосрочное разрешение проблемы, возникшей на том или ином рынке, последние расследования на рынках нефтепродуктов и лекарственных средств завершились достаточно существенными штрафами. Основная претензия Комитета — антиконкурентные согласованные действия участников рынка, непосредственно повлиявшие на вопросы ценообразования.

Помимо наложения штрафов, Комитет принимал рекомендации относительно дальнейшего поведения участников на рынках и/или совместной с участниками дела разработки правил поведения на таких рынках во избежание повторения негативных для конкуренции явлений. Выполнение рекомендаций и разработанных правил призвано придать субъектам хозяйствования уверенность в том, что их поведение на рынке не повлечет за собой появления новых претензий Комитета по аналогичным вопросам, и сложившейся годами практике открытия дел по одним и тем же фактам поведения участников на рынке будет положен конец.

Текущая деятельность Комитета в части информационных запросов и исследований рынков свидетельствует о том, что в ближайшее время его взор может быть обращен на рынки лекарственных средств, ветеринарных препаратов, финансовых услуг, сжиженного газа, табачных изделий, минеральных удобрений, телекоммуникаций, непродуктового ритейла, а также на деятельность в сфере государственных закупок. Указанный список безусловно можно расширять в зависимости от приоритетов деятельности АМКУ и динамики поступления регулятору заявлений о нарушении прав от участников рынка.

 

Планы на будущее

Среди ключевых новинок 2017 года следует прежде всего выделить полное вступление в силу Закона Украины «О  государственной помощи субъектам хозяйствования». С августа 2017 года АМКУ будет основным уполномоченным органом, ответственным за создание и ведение реестра государственной помощи, а также за мониторинг предоставления государственной помощи. В полномочия Комитета будут входить отслеживание, оценка и контроль целесообразности предоставления государственной помощи субъектам хозяйствования. Предоставление государственной помощи будет осуществляться после принятия Комитетом соответствующего решения. При этом одним из возможных последствий признания государственной помощи недопустимой для конкуренции является обязательство ее полного возврата субъектом, которому такая помощь была предоставлена.

Ожидаемым направлением реформ также является принятие документа, регулирующего вопросы вертикальных согласованных действий, включая вопросы дистрибуции. Принятие данного документа уже давно стоит на повестке дня в АМКУ. Ожидается, что с его вступлением в силу наконец-то прольется свет на ранее несовершенное толкование некоторых норм действующего законодательства, регулирующих процесс движения товаров от производителя к его конечному потребителю. Наличие четких и понятных правил оценки вертикальных согласованных действий, включая вопросы рекомендованных, минимальных и максимальных цен, позволило бы многим участникам рынка строить свои комплаенс-программы не только на основании европейского законодательства и практики, но и с учетом специфических украинских реалий.

В сфере концентраций на финальной стадии разработки находится документ, регулирующий порядок оценки горизонтальных концентраций, принятие которого было одним из требований Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Основная задача данного акта — установление понятных процедур и подходов регулятора во время рассмотрения сложных концентраций, результат которых может влиять на состояние конкуренции на рынках.

Таким образом, у игроков рынка есть все основания полагать, что деятельность АМКУ принесет еще много новостей как в сфере законодательства, так и в практике его применения. Остается надеяться, что практические подходы в деятельности АМКУ будут соответствовать заявленным направлениям реформ и прогрессивным стандартам работы лучших конкурентных ведомств мира, а качество решений регулятора позволит выдержать непростые испытания в широко практикуемых игроками рынка процедурах судебного обжалования.