ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

НАЛОГОВАЯ ПРАКТИКА

МАКСИМ ЛЕБЕДЕВ,

Родился в 1987 году в г. Киеве. В 2009 году окончил юридический факультет Национального авиационного университета. C 2014 года проходит обучение в University of London (Великобритания) по программе последипломного образования по специализации «Финансовое право. Ценные бумаги». С 2009 года работает в ЮФ GOLAW. В 2016 году получил свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью.

Специализация: корпоративное право и M&A, коммерческое право, международное структурирование и налоговое планирование, практики недвижимости и управления частным капиталом. В 2013 году рекомендован Legal 500 в сфере корпоративного права и M&A. Член Ассоциации юристов Украины, Международной ассоциации юристов (IBA), Международной налоговой ассоциации (IFA).

Начать с нуля

«Внедрение «нулевого» декларирования является обязательным условием успешной имплементации правил налогообложения контролируемых иностранных компаний в Украине»
рассуждает Максим Лебедев, адвокат, управляющий юрист GOLAW

— Что послужило стимулом к актуализации вопросов международного налогового планирования в контексте налогообложения контролируемых иностранных компаний?

— Бизнес не перестает искать способы оптимизации налогообложения, что является естественным процессом. С развитием международных связей был изобретен целый набор инструментов для легального ухода от налогообложения. Использование механизмов международного налогового планирования позволило манипулировать моментом выплаты дивидендов, точнее — не проводить такие выплаты и аккумулировать прибыли в «налоговых гаванях»: отсутствие фактической выплаты позволяло уйти от налогообложения в стране резидентства контролера, а «комфортный» режим налогообложения в стране генерирования прибыли — и в ней. Для борьбы с такими схемами агрессивного налогового планирования были разработаны Правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), или CFC rules, предусматривающие налогообложение прибыли, получаемой иностранными компаниями, принадлежащими или контролируемыми резидентами определенной страны.

Эти правила всегда были актуальными, но в последние годы у фискальных органов появляется все больше инструментов для контроля выполнения требований о раскрытии контролируемых компаний. Сейчас это стало трендом в связи с постепенным внедрением плана BEPS — инициативы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и G20 по унификации лучших мировых практик борьбы с размытием налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Непосредственно третьим пунктом плана BEPS предусмотрено внедрение правил налогообложения КИК.

 

— Правила налогообложения КИК одинаковы в разных странах?

— Государства по-разному подходят к определению критериев налогообложения КИК, но базируются на единых принципах. Общее — в модели глобального налогообложения дохода: в юрисдикции нахождения материнской (контролирующей) компании либо по месту резидентства физического лица (контролера). Различия в деталях: в критериях контроля, базе налогообложения, ставках налога, в механизме подачи отчетности и декларирования и пр.

Дополнительным критерием могут быть списки юрисдикций, к которым правила КИК либо применяются, либо нет. Как правило, формируются «черный» или «белый» списки. В «черный», к странам из которого правила КИК применяются, включают страны и территории, чьи налоговые режимы считаются низконалоговыми. Хотя такие страны, как Великобритания, США, Германия и некоторые другие, не рассматривают этот критерий как эффективный, поскольку в «черный» список могут не попасть государства с высокой налоговой ставкой, даже если для отдельных операций и видов деятельности эффективная ставка будет достаточно низкой.

«Белые» списки характерны для Швеции, Австралии и Великобритании. Эти страны определяют юрисдикции, которые по умолчанию считаются высоконалоговыми, а сумма потенциальных налогов — приемлемой.

 

— Украина ведет деятельность в этом направлении?

— В Украине серьезно не обсуждали внедрение правил КИК до момента появления известного «Панамского архива» (Panama Papers) в апреле 2016 года. Реакцией на международное расследование по уклонению от уплаты налогов стал Указ Президента Украины о создании рабочей группы по подготовке комплексного законодательства относительно борьбы с уклонением от налогообложения. Уже зарегистрированы несколько альтернативных законопроектов о деофшоризации, но, скорее всего, будет принят комплексный акт, подготовленный рабочей группой.

Ход мыслей экспертов можно проследить по Концепции внедрения плана BEPS в Украине, которая предлагает кардинально новые подходы к взаимоотношениям с иностранными компаниями, включая правило КИК, раскрытие и декларирование активов резидентов Украины. Согласно предложениям рабочей группы, налогообложение дохода контролируемых иностранных компаний будет осуществляться на уровне физического лица — резидента Украины — контролера. Критерием «юридического» контроля в данном случае считается владение долей корпоративных прав КИК в размере не менее 50 % либо совместное владение долей в размере не менее 50 % несколькими физическими лицами — резидентами Украины при условии, что доля каждого составит не менее 10 %. Более интересно определение фактического контроля над компанией. В этих целях фискальные органы будут оценивать ряд критериев: возможность контролера управлять банковским счетом КИК, право давать обязательные указания органам управления КИК; наличие доверенности более чем на один год с правом заключать сделки от имени компании без согласования условий с органами управления; наличие других инструментов, предоставляющих право фактически распоряжаться активами и контролировать деятельность иностранной компании.

 

— Означает ли это, что все резиденты Украины должны будут раскрыть данные о своих иностранных компаниях?

— Формально нужно раскрыть только контролируемые компании, которые соответствуют установленным критериям. Но поскольку предлагается внедрить «нулевое» декларирование активов и доходов физических лиц, то речь может идти и о подаче полной информации относительно любых иностранных компаний.

По моему мнению, внедрение «нулевого» декларирования является обязательным условием успеха имплементации правил КИК. Подавляющее большинство резидентов Украины создавали свои зарубежные корпоративные структуры с нарушением украинского законодательства, используя услуги номинального сервиса для конфиденциальности владения компаниями, и, соответственно, надо предложить механизм освобождения от ответственности за предыдущие нарушения.

Сегодня идеи освобождения от уголовной, административной ответственности и санкций за нарушение валютного законодательства активно обсуждаются. Тем не менее в проекте также вводится обязательство по уплате налогов на доходы по ставке 5 %–10 % в зависимости от категории доходов, не задекларированных ранее. Такая инициатива может негативно сказаться на желании резидентов раскрывать свои капиталы.

 

— Какие инструменты контроля выполнения правил получат налоговые органы?

— Помочь фискальным органам может автоматический обмен финансовой информацией между странами. Старт таких обменов должен состояться в сентябре 2017 года — тогда страны получат первые сведения о капиталах своих резидентов за рубежом. На данный момент Украина не является подписантом Стандарта ОЭСР об автоматическом обмене информацией, но и Указ Президента, и Концепция внедрения Плана BEPS в Украине предусматривают присоединение к этому Стандарту.

Также налоговые органы смогут использовать уже имеющиеся возможности по обмену информацией в рамках конвенций об избежании двойного налогообложения и получать данные из открытых реестров компаний, которые сейчас активно внедряются странами.

 

— Затронут ли эти новации непосредственно юридических консультантов? Как вы относитесь к внедрению правил КИК в Украине?

— «Немного страшно, но очень интересно» — мой любимый ответ на любые законодательные новшества. Безусловно, новые правила будут требовать от юридического рынка качественных консультаций в сфере международного налогового планирования и правовой помощи в судебных спорах с фискальными органами. К сожалению, именно судебный способ защиты является наиболее эффективным для налогоплательщика.

Немаловажно и то, как фискальные органы будут выполнять новые требования. Ведь сбор информации — не единственный новый и сложный элемент процедуры. Показательным станет и механизм администрирования налогов с учетом того, что работникам фискальной службы придется изучать налоговую отчетность иностранных компаний.