ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ | ФАРМАЦЕВТИКА

ЛАНА СИНИЧКИНА,

Родилась в Севастополе. В 2006 году окончила Институт международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко по специальности «международное частное право».

С 2004 года работала в юридической фирме «Юрсервис Консалтинг Компани». В 2006 году — ведущий специалист АМКУ, в 2007 году — начальник отдела по сопровождению ВЭД и судебно-претензионной работы компании Nemiroff. В сентябре 2009 года возглавляла юротдел компаний GlaxoSmithKline Pharmaceuticals Ukraine, GlaxoSmithKline Consumers Healthcare Ukraine. В 2012 году присоединилась к команде, а с июля 2013 года — партнер, руководитель индустриальной практики здравоохранения и фармацевтики АО Arzinger.

Специализация: фармацевтика, здравоохранение, пищевая промышленность, антимонопольное и конкурентное право, антикоррупция и компанлаенс.

Сопредседатель комитета пищевой промышленности, эксперт комитета здравоохранения АСС в Украине, эксперт комитетов здравоохранения и пищевой промышленности ЕВА, член общественного совета при АМКУ.

Закупочная сцена

«Надо минимизировать участие чиновников Минздрава в организации закупок и открыть наш рынок производителям, которые раньше обходили Украину стороной»
предлагает Лана Синичкина, партнер АО Arzinger

— Как появилась идея внедрить в Украине механизм международных закупок лекарственных средств и что он из себя представляет?

— Я уже не помню, кто первый предложил внедрить систему международных закупок в Украине — на тот момент уже сформировалась группа людей, движимых единым желанием перемен в сфере здравоохранения. Вдохновленные достижениями Революции достоинства, мы решили провести в жизнь реформаторский проект, позволяющий устранить коррупционные схемы и улучшить лекарственное обеспечение в Украине. Я как юрист в сфере здравоохранения, взяла на себя и свою команду разработку этой идеи.

Смысл в том, чтобы минимизировать участие чиновников Минздрава в организации непосредственно процедур закупок, обеспечить прозрачность и беспристрастность выбора препаратов, открыть наш рынок производителям, которые раньше обходили Украину стороной. Важными пунктами изменений стали упрощение процедуры регистрации в Украине лекарственных препаратов, закупаемых по результатам международных торгов, правил их ввоза и отмена НДС. За счет привлечения на рынок большего количества производителей увеличивается ценовая и качественная конкуренция, а это и есть самый природный и законный способ снижения конечной цены, по которой закупаются лекарства лучшего качества за деньги украинского бюджета. Но сама идея не была изобретена нами. По большому счету она была заимствована у других стран, в том числе европейских, которые на разном этапе своего развития привлекали независимые международные организации для эффективного проведения закупочных процедур.

 

— Как был построен процесс реализации этого проекта?

— Поскольку предлагался совершенно новый для Украины механизм, мы начали с разработки и презентации Концепции внедрения международных закупок лекарств. Возьмись мы сразу за написание законодательных актов, был бы риск провала проекта на стадии согласования. Во-первых, язык законодательного акта не позволяет в полной мере раскрыть идею, донести необходимость ее реализации. Во-вторых, сами авторы, работая над Концепцией, лучше представляют целостную картину финального результата, глубже прорабатывают детали, учитывают нюансы. В-третьих, оформленная Концепция позволяет в удобном формате обсудить будущие правила со стейкхолдерами на раннем этапе, выявить слабые места, привлечь союзников и убедиться в реалистичности предлагаемых новаций.

Так мы и поступили — презентовали Концепцию и каждую деталь довели до сведения всех лиц, способных повлиять на ее имплементацию. На этом этапе мы узнали и позицию международных организаций, которые затем были привлечены к международным закупкам лекарств в Украине. И только после этого взялись за подготовку законопроектов.

Как только законопроекты были зарегистрированы в Верховной Раде, мы ощутили мощное противодействие лоббистов интересов украинских фармацевтических компаний, чей «монопольно коррупционный» бизнес был построен на системе минздравовских закупок, которую мы принялись ликвидировать. В одну ночь в парламенте были зарегистрированы около восьми законопроектов-клонов, то есть использовалась одна из технологий для провала неудобного проекта. Затем были и другие, но благодаря тому, что на тот момент лично Президент Украины проявил политическую волю для воплощения предложенных нами изменений, «лоббистские потуги» оказались безуспешными, а наш пакет законопроектов был принят в целом в первом чтении.

 

— Дальше осталось только применять закон?

— Мы наивно полагали, что на этом наша основная борьба закончилась — переходные положения законов содержали максимально полный перечень подзаконных актов, необходимых для внедрения предложенных инициатив. Но противостояние системы только усилилось. Больше полугода потребовалось Кабинету Министров и Минздраву, чтобы подготовить необходимый пакет подзаконных актов, хотя мы сразу предложили помощь в их разработке. Столько же занял процесс согласования в Минздраве предмета закупки и подписания договоров с международными организациями, без которых последние не могли приступить к объявлению торгов.

 

— И как вам удалось противостоять давлению?

— Помимо противостояния с явными противниками этой реформы в парламенте, правительстве и их информационной поддержки, борьбы с дискридитацией мы столкнулись с неповоротливой, неумной, бюрократичной системой государственных органов. Иногда возникало ощущение, что люди получают свою зарплату за генерирование деструктива — они делали все, чтобы принятые законы никогда не заработали, причем делали это очень профессионально.

Преодолеть эту стену саботажа и бюрократии удалось только благодаря прекрасной команде неравнодушных людей. В первую очередь это члены общественной организации «Пациенты Украины», взявшие на себя формирование общественного мнения по этим вопросам и поиск союзников реформы, которых мы смогли привлечь в свою команду. Это и эксперты Центра противодействия коррупции, и представители международных институций, и народные депутаты, и небезразличные к этой проблеме люди в министерствах, КМУ, Администрации Президента. Конечно, это и моя команда юристов практики в сфере фармацевтики и здравоохранения, которые потратили массу времени и сил на реализацию этого проекта. Все мы проделали не только юридическую работу, но и организовали информационную поддержку — публикации в СМИ, публичные акции, пресс-конференции и многое другое.

 

— Как сегодня реализуется этот проект? Оправдал ли он ваши ожидания?

— Кажется невероятным, но противостояние системы продолжилось и на стадии самих закупок и даже поставок. Несмотря на то что процедура закупок была выведена из Минздрава, процесс формирования предмета закупки, то есть заказа, на основе которого международные организации проводят торги, остался в тех же кабинетах министерства. Начались проволочки с формированием номенклатур закупаемых лекарственных средств, проявилась неготовность чиновников Минздрава взять на себя ответственность за сопутствующие, даже технические, решения.

Продолжились и информационные атаки в подконтрольных лоббистам украинской фармацевтики СМИ. Они не перестают манипулировать фактами. Например, заявляют об отсутствии эффекта экономии на международных закупках, сравнивая цены, которые были в эксклюзивном порядке предложены в гривне некоторыми компаниями в первый год после Майдана (как разовая «социальная» инициатива), с ценами, сформированными по результатам международных торгов в валюте.

Но наибольшей неожиданностью для нас было то, что некоторые украинские поставщики выиграли международные тендеры лишь с целью  их дискредитации посредством саботажа поставки препаратов. Задержки с поставками повлекли массу негативных последствий: уменьшение срока годности лекарств, задержавшихся на складе, нехватка социально важных препаратов в регионах и пр., дав повод для очередной волны дискредитации в СМИ.

При всей простоте идеи для ее воплощения пришлось пройти долгий и тернистый путь. За это время сменились четыре министра здравоохранения, а дискуссия вышла далеко за пределы Украины. Но мы верим, что выбрали правильный вектор развития, а конечная цель — улучшение обеспечения украинцев лекарствами — не позволит свести приложенные усилия на нет. Надеемся, что последующие закупки лекарств будут проходить более гладко и оперативно. И хотя сегодня без международных площадок не обойтись, хочется, чтобы спустя некоторое время национальная система государственных закупок стала прозрачной и простой и международные закупки не понадобились.