ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

ЮРИДИЧЕСКИЙ РЫНОК

ЭРНЕСТ ГРАМАЦКИЙ ,

Родился 31 июля 1973 года в Будапеште (Венгрия). С отличием окончил юридический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Защитил диссертацию на тему «Договор хранения в гражданском праве». Практикующий адвокат с 1992 года. В 1998 году основал адвокатскую фирму «Грамацкий и Партнеры». Автор более 300 публикаций, разработал авторские программы специальных курсов: основы правового консалтинга, правовые основы предпринимательской деятельности, правовой бизнес-консалтинг, которые вошли в программу профессиональной подготовки студентов юридического факультета КНУ. Возглавляет ряд общественных организаций, входит в состав наблюдательных советов нескольких благотворительных фондов. Профессиональная и общественная деятельность отмечена государственными наградами Украины и церковно-общественными знаками отличия.

 

Большие надежды

Как построить бизнес между кризисами и войной
Эрнест Грамацкий, президент АФ «Грамацкий и партнеры», рассказал, для чего адвокату нужно знать о трендах рынка и понимать силу бренда

— Юридические факультеты второе десятилетие удерживают популярность среди абитуриентов. Почему специалисты в сфере права столь востребованы на рынке труда, причем не только в юриспруденции?

— Право — царица наук. Если бы Карл Гаусс отдал предпочтение школе права, перифраз известного афоризма о математике, вполне мог войти в историю, подтверждая главенство правовой науки над всеми остальными отраслями знаний. Вопреки выбору «короля математики», как называют Гаусса, справедливость подобного утверждения подтверждает украинская и мировая статистика дипломов успешных бизнес-лидеров, политических деятелей и глав государств.

Страной практически неограниченных карьерных возможностей для выпускников юридических факультетов и школ права принято считать США. Ведь 30 из 45 лидеров свободного мира начали политическую карьеру со студенческой скамьи юрфакультетов. Справедливости ради нужно отметить, что успеха они добились уже на политическом поприще, а не в юридической профессии.

Миграция из профессии, безусловно, свойственна не только респектабельному американскому рынку юридических услуг. Несмотря на гонорары, высокий престиж профессии, поддерживаемый американским кинематографом, способным донести в самые недосягаемые уголки планеты преимущества и социальную значимость юридической карьеры, юристы по разным причинам выбирают другие горизонты и только лучшие продолжают служить праву, защищать право.

 

— С каждым годом новое поколение юристов приходит в профессию. У многих из них появилась возможность учиться и стажироваться за границей, получить необходимую профессиональную информацию стало быстрее и легче — и это давно уже норма. Как быстро новая юридическая культура изменит украинский рынок?

— Каждый год, встречая новый выпуск юристов, мысленно сравниваю стандарты и требования профессии с тем временем, когда сам получал диплом. Стандартные алгоритмы, прецеденты, призванные максимально упростить и повысить эффективность труда юриста, на поверку лишают самого главного — стремления даже в мелочах быть лучшим. И это один из экзаменов на верность профессии, и сдавать его приходится каждый день, несмотря на развитие технологий.

Это вовсе не значит, что нужно отменить прогресс — нужно придумать, как уберечь новое поколение юристов от умственной лености, как писал поэт: «Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день, и ночь». Так формулирую для себя профессиональную задачу как адвоката и педагога.

Убежден: каждый, кто причастен к процессу наставничества и преподавания, считает наибольшим достижением, когда ученики превосходят учителя. И я далеко не исключение, важно, чтобы эстафета Pay it Forward не прервалась. Простая и красивая идея, как сделать окружающий мир лучше, была по силам подростку из одноименного фильма («Заплати другому», 2000), следовательно, нет ничего невозможного для человека с верой в верховенство права и дипломом юриста.

 

— Возвращаясь к украинскому рынку юруслуг, скажите, какие вызовы принес 2016 год и что будет драйвером рынка в наступающем 2017-м.

— Украинский рынок юридических услуг, как и большинство сегментов бизнеса и отраслей отечественной экономики, на фоне высокого запроса общества на транспарентность и публичность не торопится выходить из «тени». Во многом непрозрачность — это следствие сложной атомизированной структуры: в сравнении с компаниями-гигантами сегмент юристов-одиночек, адвокатов, которые практикуют в частном порядке, основательно не мониторится. Трудно даже представить такой аналитический инструмент, с помощью которого можно было бы объективно оценить объемы сегмента. А если экспертам трудно объективно ориентироваться в постоянно меняющемся ландшафте отечественного рынка юридических услуг, то у клиента остается либо интуитивный выбор, либо стратегия «выгодного предложения». Как показывает практика, демпинг цены существенно оживляет конкуренцию, но только до первых тревожных сигналов, и тогда любители оптимизации бюджетов вспоминают фразу: «Если вы думаете, что компетентность стоит дорого, попробуйте некомпетентность».

«Если бы рейтингов не существовало, то их следовало бы выдумать» — перифраз крылатой вольтеровской фразы не просто отражает стремление одной компании превзойти в «турнирной таблице» конкурентов и коллег. За 25 лет формирования отечественного юррынка инструмент рейтингования стал престижным и репутационным, и его стало очень неудобно «игнорировать». Более чем за два десятилетия сформировался пул клиентов, которые ориентируются в профессиональных рейтингах и не только могут оценить результаты, но и каждый год специально отслеживают показатели интересующих компаний.

Бесспорно, определяющим фактором в выборе юридического советника в наших изменчивых реалиях еще долго будет оставаться цена услуги, но постепенно репутация и признание других игроков рынка станут серьезной движущей силой эволюции, которая будет стимулировать здоровую конкуренцию. Ведь состязательность — это ни в коем случае не война между конкурентами, это стимул стать лучшей версией себя, своего бизнеса и команды.

Тема ценообразования, равно как и взаимоотношений, вечная. Однажды с помощью выше приведенной фразы иллюстрировал позицию по вопросу выбора юрсоветника. Это было в 2014 году — тогда профессиональное сообщество было озадачено стагнацией и всем казалось, что еще чуть-чуть, и глобализация рынков обязательно сменится глобализацией права. Но свойство практически всех прогнозов — крайне редко сбываться — хорошо известно не только адвокатам. И следующих два года были серьезным экзаменом для сетевого юридического бизнеса в Украине.

А отечественные юркомпании не только получили шанс укрепить позиции на рынке — приметой времени именно в последние два года стало появление юридических стартапов. Как правило, это узкоспециализированные компании, подтверждающие еще один растущий тренд рынка — интерес клиентов к узкоспециализированным отраслевым знаниям.

Следующий по распространенности на рынке тренд — это юридическая универсальность. В условиях перманентных кризисов последних 20 лет украинский юрист стал универсальным солдатом, который не только предоставляет комплексную консультацию в области права, но и оперирует на профессиональном уровне знаниями в области экономики и финансов. Сегодня юрист сочетает правовой консалтинг с функциями инвестиционного банкира, риск-менеджера, финансового консультанта, и на перечень профессиональных перевоплощений может повлиять только случай.

 

— Все ли юрфирмы сумели воспользоваться открывшимися возможностями?

— Несомненно, в подобных условиях побеждают те, кто построил эффективную команду, способную быстро учиться и монетизировать знания. Именно поэтому самым дорогим капиталом, особенно за годы становления рынка, остается человеческий. Сегодня ценовая конкуренция сместилась в область соревнования за таланты: рынок определяет кандидат, который выбирает бренд работодателя. Зачастую это путь взаимных уступок, поскольку, чтобы быть сильным в условиях кризиса, нужно максимально четко понимать, как изменится спрос на юруслуги завтра, и донести эти знания до партнеров, команды и, конечно же, клиента.

На первый взгляд такой принцип кажется странным. По сути клиент должен формировать спрос рынка, но, к сожалению или к счастью, времена приоритета экспертного мнения прошли, его сменил правовой ­бизнес-консалтинг. Теперь, чтобы конкурировать за клиента, нужно не просто разбираться в тонкостях клиентского бизнеса, но и предвидеть сценарии развития и диверсификации активов.