ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

Интеллектуальная собственность

Закон — что дошло

Несмотря на значительное сокращение объема рынка услуг в сфере интеллектуальной собственности, впервые за последние 20 лет наблюдается активная законотворческая работа. Существует некая конкуренция субъектов, задействованных в разработке законодательства, но в одном они солидарны — дела в сфере интеллектуальной собственности должны рассматриваться в хозсудах

КРИСТИНА ПОШЕЛЮЖНАЯ

После длительного затишья в сфере защиты прав интеллектуальной собственности начались бурные процессы. Реформаторские амбиции проявились не только у Государственной службы интеллектуальной собственности Украины (ГСИС), но и у профильного Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ). К процессам реформирования активно подключаются юридическая общественность и европейские эксперты. Появляются долгожданные законодательные наработки, касающиеся не только специализированного, но и процессуального законодательства.

Все это только начало. Но начало многообещающее. Главное — чтобы реформаторы не увлеклись.

 

Законотворческий бум

Все началось с подписания Соглашения об ассоциации с ЕС — когда Украина взяла на себя серьезные обязательства в части адаптации украинского «интеллектуального» законодательства к европейскому. Этим и занялось профильное ведомство, которое в ноябре 2014 года получило нового руководителя. Ведомство возглавила Алла Жаринова. Среди приоритетов ее работы на этой должности — упорядочение сферы интеллектуальной собственности с целью привлечения в Украину инвестиций.

Сейчас, спустя год после своего назначения, г-жа Жаринова утверждает, что процесс имплементации актов европейского законодательства относительно защиты прав интеллектуальной собственности можно назвать успешным. Более того, ГСИС Украины в полном объеме решила поставленные задачи еще в июле 2015 года, когда завершила работу над адаптацией украинского законодательства к законодательству ЕС, чем успешно выполнила задание правительства по реализации соответствующего Плана имплементации.

По словам г-жи Жариновой, на согласование в профильное министерство направлены четыре важных для государства и общества законопроекта: относительно изменений в сфере интеллектуальной (промышленной) собственности; об усилении защиты прав интеллектуальной собственности; о коллективном управлении имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав; об урегулировании вопросов авторского права и смежных прав. Также специалисты ГСИС вместе с международными экспертами проекта Twinning активно работали над подготовкой так называемого антипиратского законопроекта — относительно защиты авторского права и смежных прав в сети Интернет.

Как раз летом 2015-го в реформаторский процесс вмешивается профильное министерство. Тогда была анонсирована не только разработка законодательства, но и реформирование самой службы. Если с законодательством МЭРТ Украины несколько продвинулось, то с изменениями в службе — нет, хотя это, может, и к лучшему. Осенью министерство занялось подготовкой пяти базовых законопроектов, которые, по замыслу авторов, должны стать основой для реформы системы охраны интеллектуальной собственности в Украине. В министерстве утверждают, что взяли к рассмотрению все законопроекты ГСИС Украины. Именно предложения службы легли в основу законодательных инициатив, подготовкой которых занимаются рабочие группы в МЭРТ.

В то время как одни специалисты призывают законотворческие стороны поспешить, ведь Европа стоит на пороге кардинальных изменений «интеллектуального» законодательства, другие говорят, что, может быть, именно поэтому торопиться не стоит.

На всеобъемлющий процесс разработки реформ в сфере интеллектуальной собственности как на тенденции года обращает внимание партнер, руководитель практик разрешения споров и интеллектуальной собственности ЮФ Aequo Александр Мамуня. По его словам, наблюдается существенное привлечение практикующих специалистов, адвокатов, патентных поверенных к процессу разработки реформ, в том числе к работе государственных органов в этой связи.

«Законотворческий процесс в сфере интеллектуальной собственности представляется весьма активным, но недостаточно организованным и пока не очень эффективным, — подчеркивает г-н Мамуня. — Очевидна конкуренция профильного министерства и ГСИС Украины в процессе разработки реформ в отрасли и изменений в законодательство. Но пока лишь одна инициатива исполнительной власти была зарегистрирована в парламенте. Вместе с тем уже зарегистрировано значительное количество разноплановых и разнокачественных законопроектов, внесенных различными депутатами, что свидетельствует о хаотичности данного процесса в парламенте. В сухом остатке — реальных изменений пока нет», — констатирует юрист.

Несмотря на то что процесс регистрации «интеллектуальных» новинок в Верховной Раде Украины уже начался, о результатах говорить еще рано, ведь парламентская законодательная машина безжалостна к проектам в сфере интеллектуальной собственности, а в некоторых случаях — попросту слепа (хотя, может, это и к лучшему).

Алла Жаринова убеждена, что принятие законодательных инициатив в сфере интеллектуальной собственности положительно отразится на имидже Украины и позволит повысить позицию нашей страны в международном рейтинге защиты прав интеллектуальной собственности, что будет способствовать прежде всего росту ее инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов и признанию мировым сообществом как развитой цивилизованной европейской страны. «ГСИС держит руку на пульсе событий и приоритетным для себя ставит вопрос принятия разработанных законопроектов», — резюмирует г-жа Жаринова.

 

Дороги ведут к хозсудам

Сколько рассматриваются дела в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, столько длятся дискуссии о том, какая юрисдикция должна их рассматривать: общая, административная или хозяйственная. А может, надо вводить специализированный суд в сфере защиты прав интеллектуальной собственности?

В одном из правительственных проектов об усовершенствовании правовой охраны интеллектуальной (промышленной) собственности предусмотрена передача всех споров на рассмотрение хозяйственным судам. В том числе хозсудам авторы документа хотят отдать споры об имущественных правах интеллектуальной собственности физического лица. Очевидно, что такая формулировка не станет панацеей от проблемных вопросов юрисдикций между общими и хозяйственными судами (сложно разделить имущественные и неимущественные авторские права физических лиц), однако норма (в случае ее принятия) станет фундаментом для сосредоточения практики в одних руках, то есть судах. Теперь разговоры о создании специализированного суда по делам в сфере защиты интеллектуальной собственности будут звучать все громче.

Поддерживает законодательное предложение передать споры об имущественных правах интеллектуальной собственности физических лиц хозяйственным судам и Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ). По словам судьи четвертой судебной палаты ВХСУ Валентина Палия, это даст возможность обеспечить единство судебной практики (с учетом специализации судей хозяйственных судов) и рассмотрение дел указанной категории в разумные сроки.

Что касается судебных тенденций, то тут превалируют споры, связанные с торговыми марками. Так, в 2015 году хозяйственные суды рассматривали и продолжают рассматривать следующие дела: о признании недействительными правоохранных документов (свидетельств на знаки для товаров и услуг, патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы); о досрочном прекращении действия свидетельства на знак для товаров и услуг в связи с его неиспользованием на протяжении трех лет; о признании права преждепользования на торговую марку; о прекращении нарушения прав обладателя патента, свидетельства на знак для товаров и услуг, а также дела, связанные с защитой исключительных имущественных авторских прав и смежных прав.

Валентин Палий уточняет, что в 2015 году увеличилось количество дел, связанных с защитой исключительных имущественных авторских прав. В частности, это дела о взыскании компенсации за нарушение исключительных имущественных авторских прав.

 

Не законодательством единым

Говоря об общих тенденциях на рынке, Александр Мамуня констатирует существенное сокращение объема рынка услуг в сфере интеллектуальной собственности как в разрезе регистрационных услуг, так и в части судебной, трансакционной и консалтинговой работы. Наблюдаются тенденции к сокращению количества специалистов, имеющих опыт работы на рынке в данной сфере, к переносу клиентских региональных центров, в управлении которых находятся в том числе украинские портфели прав интеллектуальной собственности, из России в страны Центральной и Западной Европы, к поручению украинским специалистам работы в других юрисдикциях, в частности в странах — членах СНГ.

В этом году ведомство взялось за программное обеспечение. Так, ГСИС Украины удалось изменить подход к легализации программного обеспечения. По словам ее руководителя, служба выступила с инициативой проведения государственного аудита использования компьютерных программ в органах исполнительной власти для определения точного количества и перечня таких компьютерных программ. Напомним: нелицензированное программное обеспечение в госорганах — один из камней преткновения между Украиной и Торговым представительством США в «списке 301». По состоянию на конец октября с.г. служба завершила проверки 17 органов исполнительной власти.

«Как показала практика, в отличие от органов исполнительной власти, которые связаны обязанностью действовать в пределах полномочий, прямо предусмотренных законом, — говорит Алла Жаринова, — правообладатели готовы к сотрудничеству, соответствующим уступкам, разработкам индивидуальных программ легализации, предоставлению скидок, поскольку они заинтересованы в эффективной реализации собственных имущественных прав».

В начале октября с.г. в рамках 55-й серии заседаний Генеральной ассамблеи государств — членов Всемирной организации интеллектуальной собственности были единогласно приняты поправки к Соглашению между ВОИС и ГСИС. Эти поправки позволят службе и учреждению экспертизы — Укрпатенту начать осуществление функций Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы.

В этом году ощущалось особо пристальное внимание правительства к вопросам развития интеллектуальной собственности, а внедрение ГСИС Украины электронной публикации заявок на торговые марки г-н Мамуня называет самым значимым событием года.

А вот адвокат, партнер практики IT и медиаправа АО «Юскутум» Дмитрий Гадомский считает, что ключевое событие, к счастью, так и не произошло. «Попытки «продавить» законопроекты о регулировании авторских прав в Интернете оказались безуспешными. Если бы приняли хотя бы один из текстов (а их в этом году я видел уже три), Украину ждал бы доморощенный Роскомнадзор со всеми свойственными ему закрытиями Википедии, Лурка, шутками, остротами и прочими «прививками» от беспомощности. Я и рад не говорить об этом, но правоохранительные органы не оставляют выбора. Статья 176 Уголовного кодекса Украины продолжает быть самой популярной у нашей милиции. Именно на основании этой статьи суды давали санкции на обыски в украинских компаниях с последующим изъятием ноутбуков, серверов, мониторов и мышек. Большей дискредитации этой статьи не было даже в суровые годы милицейского императива — в 2013-м и 2014-м».

По мнению г-на Гадомского, в следующем году начнется очередная война иностранных правообладателей с украинским бизнесом за изменения в законодательство об авторском праве в части нарушений в Интернете. Как и раньше, правообладатели станут апеллировать к очередной версии отчета Торгового представительства США о нарушении прав интеллектуальной собственности («список 301»). Бизнес же будет пытаться объяснить, что гражданскими правоотношениями должен заниматься суд, а не милиция.

Видимо, война начнется не только с антипиратским законопроектом. Не стоит забывать о проблемном рынке сбора и распределения роялти. Как только евростандарты найдут свое отображение в национальном законодательстве, возникнут новые проблемы с правоприменением. Но это все будет уже в новом, 2016-м году.

ЛИДЕРЫ РЫНКА. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

АВТОРИТЕТНЫЕ ЮРИСТЫ*
МИХАИЛ ДУБИНСКИЙ («ДУБИНСКИЙ И ОШАРОВА»)
АНТОНИНА ПАХАРЕНКО-АНДЕРСОН («ПАХАРЕНКО И ПАРТНЕРЫ»)
ВЕДУЩИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ФИРМЫ
1 «ПАХАРЕНКО И ПАРТНЕРЫ»
2 «ДУБИНСКИЙ И ОШАРОВА»
3 BAKER & MCKENZIE
4 AEQUO
5 SAYENKO KHARENKO
ВЕДУЩИЕ ЮРИСТЫ
1 ЯРОСЛАВ ОГНЕВЬЮК («ДУБИНСКИЙ И ОШАРОВА»)
2 АЛЕКСАНДР МАМУНЯ (AEQUO)
3 РУСЛАН ДРОБЯЗКО (BAKER & MCKENZIE)
4 АЛЕКСАНДР ПАХАРЕНКО («ПАХАРЕНКО И ПАРТНЕРЫ»)
5 ЮЛИЯ СЕМЕНИЙ (Asters)
ДРУГИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЮРИСТЫ*
ОЛЕГ ЖУХЕВИЧ («ГОРОДИССКИЙ И ПАРТНЕРЫ»)
ИРИНА КИРИЧЕНКО («ИЛЬЯШЕВ И ПАРТНЕРЫ»)
АНТОН КОВАЛЬ («ДУБИНСКИЙ И ОШАРОВА»)
ЮЛИЯ КОЛЬЧЕНКО (BAKER & MCKENZIE)
ЮРИЙ КРАЙНЯК (JURIMEX)
АННА КРАВЧУК («СИНЕРГИЯ)
ТАРАС КИСЛЫЙ («ЕГОРОВ, ПУГИНСКИЙ, АФАНАСЬЕВ И ПАРТНЕРЫ»)
НАТАЛИЯ МЕЩЕРЯКОВА (INTELLECTUAL PROPERTY EXPERTS AGENCY)
ВАДИМ МИХАЙЛЮК («МИХАЙЛЮК, СОРОКОЛАТ И ПАРТНЕРЫ)
МАРИЯ ОРТЫНСКАЯ (IPSTYLE)
АЛЕКСАНДР ПАДАЛКА (SAYENKO KHARENKO)
НАТАЛИЯ ПАХОМОВСКАЯ (DLA PIPER UKRAINE)
ВИКТОРИЯ СОПИЛЬНЯК («ДУБИНСКИЙ И ОШАРОВА»)
АЛЕКСЕЙ СТОЛЯРЕНКО (BAKER & MCKENZIE)