ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

Защита бизнеса

Честный сектор

Часто бизнес расценивает взятки как необходимые для ведения своей деятельности траты. В итоге суммарный размер взяток достигает 3 % общемирового ВВП. Если раньше борьба с взяточничеством и коррупцией была заботой государств, то сейчас эта борьба может получить новый импульс — к процессу подключается неправительственная Международная организация по стандартизации

ИРИНА ГОНЧАР

Казалось бы, что может быть проще, чем законопослушно вести бизнес? Но те или иные внутренние и внешние факторы стали причиной появления даже отдельной сферы юридических услуг (комплаенс), нацеленных на построение такой системы, чтобы работа клиента действительно осуществлялась с соблюдением всех требований законодательства: от технических регламентов до антикоррупционных правил.

Но украинским компаниям не стоит расстраиваться — годовая сумма взяток в мире достигает одного триллиона долларов США, то есть нечестный бизнес — общая проблема для всех стран. Флагманами борьбы против таких практик и лидерами по внедрению комплаенса, безусловно, являются США и Великобритания, а экстерриториальность действия их Закона о противодействии коррупции за рубежом 1977 года (FCPA) и Антикоррупционного акта 2010 года (UK Bribery Act) соответственно стимулируют бизнес даже стран третьего мира к приведению своей деятельности в соответствие с внутренними и международным нормами права.

В Украине практика комплаенс прежде всего была актуальна для банков, которые должны были следить за тем, чтобы не стать спонсорами противозаконной деятельности. Теперь же практика комплаенс интересна и крупному бизнесу — без соответствия международным требованиям привлечь качественное иностранное финансирование практически невозможно. Риски, с которыми сталкивается инвестор, вкладывая средства в украинское предприятие, ведущее не совсем прозрачную деятельность, в виде ответственности топ-менеджемента по всей строгости британского или американского закона, несоразмерны с возможной прибылью, в том числе личной. Но пока о комплаенсе в глобальном отношении думают преимущественно только те украинские компании, которые выходят на международные рынки или являются дочерними компаниями/филиалами иностранных или международных компаний.

Неожиданным толчком для введения комплаенс-стратегии для украинских компаний стали политические события. Точнее — «тренд» правоохранительных, фискальных и прочих контролирующих органов выдвигать подозрения в финансировании терроризма в отношении всех лиц, имеющих хоть какую-нибудь связь с не подконтрольными украинской власти территориями. Это может быть как юридическая регистрация предприятия в зоне АТО или «серой зоне», притом что фактически бизнес выведен оттуда, так и заключение сделок с такими же контрагентами, не перерегистрированными в Украине. В основной группе риска — сетевой бизнес, например, розничная торговля. Фактически любой контакт с экономикой территорий ДНР и ЛНР в течение последних трех лет может стать поводом для подозрения. Если не в финансировании террористов напрямую, то в уплате туда налогов. Поэтому сегодня для украинского бизнеса, впрочем, как и для иностранного, актуальным стал вопрос стратегии защиты от подобных обвинений. Можем предположить, что связь иностранного инвестора с украинским бизнесом, обвиняемым в совершении преступления по статье 258-5 Уголовного кодекса Украины, станет поводом для серьезного расследования на предмет соблюдения FCPA или UK Bribery Act.

Любопытно, что иностранцы, работающие в Украине, на которых распространяется юрисдикция FCPA или UK Bribery Act, не всегда сотрудничают с украинскими партнерами напрямую. Часто «дочка» — представительский офис, работающий с агентами и дистрибьюторами, которых, безусловно, он обучает правилам законопослушного бизнеса. Отношения агента с государством и потребителем и добросовестность его контрагентов — забота агента. Это позволяет если не избежать ответственности по законодательству США или Британии в случае коррупционного скандала, переложив ее на контрагента (национальные игроки, имеющие контакты с участниками британского или американского рынка — субъекты FCPA и UK Bribery Act), то хотя бы минимизировать сумму штрафа в связи с принятием всех необходимых мер для честной деятельности.

Украинские компании, надо признать, пока внедряют систему комплаенс только по мере необходимости, сделать эту практику нормой мешает государство, которое не сильно способствует честной во всех отношениях работе. Но если бизнес желает идти в ногу с современными требованиями к антикоррупционной политике, надо ориентироваться не только на соблюдение национального законодательства, FCPA или UK Bribery Act, но и на разрабатываемые международные стандарты.

Так, сейчас уже зарегистрирован для дальнейшего обсуждения и утверждения проект нового стандарта Международной организации по стандартизации (ISO) — ISO/PC 278 «Антикоррупционный стандарт управления».

Стандарт, подготовленный на базе Британии при активном участии специалистов из США, Канады, Франции, Германии, Китая, Индии, должен определить меры по борьбе с взяточничеством, принципы управления компанией, придерживающейся этого стандарта, и руководство по их реализации.

Стандарт ISO/PC 278 будет устанавливать требования как технического характера, например, обязательное закрепление внутренними документами применения Антикоррупционного стандарта, назначения лица, ответственного за его реализацию, организацию обучения персонала, и системы контроля соблюдения, так и требования относительно комплаенс-политики компании.

В частности, она должна включать: систему периодической оценки рисков взяточничества и его предупреждения при работе с деловыми партнерами (в том числе клиентами, подрядчиками, субподрядчиками, поставщиками, консультантами, дистрибьюторами и агентами, партнерами по совместным предприятиям, агентами и вплоть до запроса соблюдения партнером Антикоррупционного стандарта) и в работе персонала; контроль подарков, гостеприимства, пожертвований и подобных трат, чтобы они не использовались в коррупционных целях; внедрение системы двойного подписания важных документов, например для проведения крупных платежей, утверждения рабочих документов, и других инструментов контроля прозрачности финансовых расходов и осуществляемых закупок товаров и услуг, а также осуществляемых нефинансовых операций. Важным элементом стандарта является наличие у компании процедуры конфиденциального информирования о нарушениях антикоррупционной политики или о подозрениях вероятности таких нарушений и процедуры проведения внутреннего расследования таких случаев.

С учетом общеизвестной практики ведения бизнеса в Украине большинству отечественных компаний придется существенно потрудиться, чтобы пройти тест на соответствие такому стандарту. Одним из сложнейших элементов для его внедрения, вероятно, будет переобучение персонала с тем, чтобы сотрудники информировали о фактах или рисках нарушений. Собственникам бизнеса и руководству придется немало потрудиться и над правильной мотивацией. С другой стороны, получение знака соответствия такому стандарту распахнет дверь настежь для иностранных инвестиций и выхода на международную арену.