ДИРЕКТОРИЯ ЮФ

Отрасли экономики | МЕДИЦИНА

ТАТЬЯНА ГАВРИШ,

Родилась в Харькове. В 1998 году окончила Национальную юридическую академию имени Ярослава Мудрого, где в 2004 году получила степень кандидата юридических наук. Проходила стажировку в американских юридических фирмах Frost Brown & Todd LLC, McKinney & Namei и др. С 2000 года — президент ЮФ ILF (ранее — «Инюрполис»). Основная специализация: международное право, конституционное право, международное финансирование, медиация, бизнес-планирование, уголовный процесс. Член Ассоциации юристов Украины, Союза юристов Украины, Европейской Бизнес Ассоциации. Заслуженный юрист Украины. Координатор Харьковской экспертной группы по внедрению медицинской реформы. В 2012 году назначена Почетным консулом ФРГ в Харькове.

 

В здоровом деле

«По данным социологических опросов, медицинская реформа — самая ожидаемая украинцами»
подчеркивает Татьяна Гавриш, управляющий партнер ЮФ ILF

— Складывается впечатление, что система организации здравоохранения в Украине не слишком изменилась с незапамятных советских времен, как вы считаете?

— За годы независимости реформы в Украине коснулись всех сфер общественной жизни, кроме медицины. Как и другие постсоветские страны, мы унаследовали систему организации здравоохранения по модели Семашко, которая предполагает централизованно-плановое управление отраслью. С переходом Украины на рыночную модель экономики модель Семашко начала диссонировать с курсом на рыночные отношения. Но за 24 года вместо изменения самой системы предпринимались лишь попытки встроить ее в рыночную экономику страны. Поэтому существующая система здравоохранения не выполняет поставленных перед ней задач. Об этом красноречиво свидетельствует средняя продолжительность жизни украинцев, которая на десять лет меньше, чем у представителей европейских стран.

Причин этому много. Например, по данным исследований Европейской комиссии, более 60 % населения в Украине откладывают лечение из-за отсутствия денег. Сегодня из 46 млрд грн, выделяемых государством на медицину, более 75 % идет на содержание зданий больниц и лишь 25 % — непосредственно на медицинскую услугу. Фактически вместо того, чтобы лечить население, государство содержит здания. Любой, кто обращался к врачу, понимает, что норма Конституции Украины, гарантирующая каждому бесплатную медицинскую помощь, носит лишь декларативный характер, не более того. Бесплатной медицины в Украине нет. В среднем, согласно данным разных источников, объем затрат на медицинскую помощь с учетом теневых платежей составляет от 150 млрд грн. Соответственно, государство финансирует медицину только на треть, остальные затраты ложатся на плечи пациентов. Не удивительно, что, по данным социологического опроса, медицинская реформа — самая ожидаемая украинцами (43,6 %), далее в «списке ожиданий» — военная и судебная реформы.

Еще один важный аспект — это качество медицинских услуг: им недовольны 87 % населения. Некоторые методики лечения, которые до сих пор применяются в Украине, уже давно не используются в других странах, что не только сказывается на здоровье населения, но и влияет на уровень затрат на лечение. Ведь пациентов с определенными болезнями у нас до сих пор госпитализируют, хотя в других странах их лечат только амбулаторно.

 

— Что нужно сделать для внедрения системы медицинского страхования?

— Большинство ассоциирует медицинскую реформу с внедрением общеобязательного медицинского страхования. Но это не панацея. По мнению Стратегической совещательной группы при Министерстве здравоохранения Украины, для эффективного внедрения института медицинского страхования следует осуществить целый ряд стратегических изменений в системе. Вначале необходимо изменить среду, в том числе ситуацию с уплатой налога на доходы. Кроме того, существующая сеть учреждений здравоохранения — громоздкая и затратная для государства. Протоколы оказания медицинской помощи по ряду нозологических групп устарели или вообще отсутствуют. Не существует единой методики определения стоимости медицинской услуги. И самое важное — это демотивированные врачи, которые не понимают, зачем нужно совершенствоваться, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня доверия пациентов.

Поэтому к общеобязательному медицинскому страхованию следует подготовиться: разделить закупщика медицинской услуги и ее исполнителя; оптимизировать сеть медицинских учреждений; изменить принцип финансирования; внедрить врачебное самоуправление, которое будет заниматься вопросами повышения квалификации врачей; внедрить систему расчета стоимости медицинской услуги и многое другое. Такие изменения будут способствовать возникновению конкуренции между операторами, оказывающими медицинские услуги пациентам, а значит, и запуску рынка медицинских услуг. При этом право проводить лечение по страховке должны иметь не только государственные и коммунальные больницы. Частные клиники также должны получить такое право. Это активизирует рынок и приток инвестиций в медицинскую отрасль. Пока в Украине соотношение частной и государственной медицины — 10 % к 90 % соответственно. При этом львиную долю частного сектора занимают стоматологические и диагностические услуги. В то же время в Германии государственных больниц меньше — 30 %, а большая часть рынка — частная медицина, которая в основном и обслуживает население в рамках медицинского страхования.

 

— Как же перейти от централизованно-плановой системы в сфере здравоохранения к рыночной?

— Первым шагом может стать запуск автономизации медицинских учреждений путем их преобразования из бюджетных в самостоятельные предприятия. В результате больницы станут равноправными хозяйствующими субъектами, получат свободу в распоряжении активами и формировании кадровой политики. Дополнительно будет изменен принцип их финансирования — путем заключения соглашения между распорядителем бюджетных средств и больницей, перехода от финансирования койко-мест к оплате предоставленных медицинских услуг.

Соответствующий законопроект об автономизации больниц был внесен правительством на рассмотрение Верховной Рады Украины. Мои коллеги принимают активное участие в обсуждении данного законопроекта с депутатами и представителями профессионального сообщества, общественными организациями. Эксперты ЮФ ILF совместно с коллегами из Медицинской группы Реанимационного пакета реформ разработали и предоставили депутатам профильного комитета Верховной Рады Украины свои предложения по усовершенствованию отдельных положений законопроекта. Но, к сожалению, политикам проще верить в мифы автономизации, чем разбираться в ее выгодах. Поэтому до сих пор законопроект не передан в сессионный зал парламента. Опыт других постсоветских стран показывает, что автономизация — это естественный процесс, через который прошли лечебные учреждения Эстонии, Латвии, Молдовы, Казахстана, России и многих других стран. Украина — аутсайдер реформ в медицине и пока не особо спешит их проводить.

 

— В реформаторских процессах в Украине активно принимают участие европейские коллеги. Медицина в этом смысле — исключение или правило?

— Европейские коллеги понимают важность реформирования медицины в нашей стране. К примеру, в сентябре с.г. Европейская комиссия провела в Одессе воркшоп «Реформы системы здравоохранения — взгляд поведенческой экономики». Результатом мероприятия стало подписание декларации, главная идея которой состоит в регионализации реформы, усилении роли профессионального сообщества, гражданского общества и общин.

Медицинскую реформу необходимо начинать в регионах, поэтому в Харькове около полугода действует экспертная группа по внедрению реформ в медицине. Участники группы — украинские и европейские врачи, экономисты, юристы, эксперты, имеющие реформаторский опыт. Группа действует независимо, но ее деятельность поддерживает Харьковская областная государственная администрация. На данном этапе цель работы группы — не только создать дорожную карту реформы первичной медицинской помощи, но и реализовать ее в пилотных районах области. В конце октября Харьковский областной совет утвердил Стратегию построения новой системы здравоохранения и медицинского образования до 2020 года. Фактически это решение предполагает реализацию процесса автономизации медицинских учреждений, реформу первичного звена, изменение системы закупок и контроля качества и т.д. вне зависимости от активности центральной власти.

 

— Повлияет ли реформа в медицине на юридический рынок?

— Безусловно. Запуск медицинского рынка и приход инвестиций в эту отрасль будут способствовать открытию новых возможностей для рынка юридических услуг, поскольку вопросы трансформации любого индустриального сектора, а тем более такого масштабного, требуют юридической экспертизы. Также актуальными могут стать сделки государственно-частного партнерства в медицине, которые в мире занимают третье место после энергетики и инфраструктуры. Возникновение конкуренции на медицинском рынке, естественно, приведет к росту количества споров. У наших европейских коллег, специализирующихся в сфере медицины, пользуются популярностью услуги по сопровождению трудовых споров и споров с пациентами.

Но самое важное то, что в споре со старой системой здравоохранения, феодальной по своей сути и изжившей себя в современных условиях, выиграет каждый из нас. Ведь доступные и качественные медицинские услуги входят в число самых необходимых потребностей человека во всем мире.